Интервью с Ш. Аляутдиновым: «По ту сторону жизни. Рай»

Что ждет человека после смерти физического тела? Как представляют рай мусульмане? Каковы характеристики разных уровней рая? На эти и многие другие вопросы отвечает имам-хатыб Московской мемориальной мечети Шамиль Рифатович Аляутдинов.

Что ждет нас после физической смерти? Что находится по ту сторону жизни: пустота, небытие или?.. Что происходит с духовной сущностью?

У каждого свой срок, с приходом которого человек берет с собой под мышку грехи и праведные дела, а все нажитое материальное оставляет в этом мире: «Воскликнет сын человеческий [на смертном одре]: «Мое богатство, мое имущество!» [Ему ответят:] «У тебя есть нечто большее, чем то, что ты ел, и его не стало; надевал и оно износилось; это — милостыня [в любой из ее многочисленных форм, которая и] останется с тобой (ты это по-настоящему приобрел) [переведя в самую стабильную и приумножаемую валюту — валюту вечности]. Все, что помимо этого, — ушло, ты оставил это людям.

«...Впереди [для всех покидающих сей мир через встречу со смертью] — барзах (загробный мир) [где пребывают его обитатели] до Дня Воскрешения (из мертвых). [Обратного пути нет]» (Св. Коран, 23:99, 100). Душа до Дня Воскрешения покидает свое тело, перемещается в мир душ, где временно словно засыпает, испытывая или частички райского блаженства или адские мучения. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «После того, как кто-либо из людей умирает, демонстрируемо ему [в загробном мире] место его [в вечной обители] утром и вечером. Если он из числа обитателей Рая, то — Рай, а если из числа обитателей Ада, то — Ад. Говорится ему: «Это — твоя обитель, [которой достигнешь ты] после воскрешения в Судный День»

 

Рай — это конкретное место или состояние? Как относиться к популярным утверждениям, что рай и ад внутри нас самих и мы ежедневно и ежечасно утверждаем себя в той или иной ипостаси?

Рай — это место вечного и неописуемого блаженства, которого удостоятся мужчины и женщины, а также джинны обоих полов, понявшие смысл своего временного мирского существования, уверовавшие в Единого и Единственного Творца, посланников Его, Божественные Писания, включая Священный Коран, уверовавшие в наличие мира ангелов, существование Судного Дня, Ада и Рая.

Уровни Рая уходят ввысь, а Ада — вниз. Но и Земля, и небеса будут кардинальным образом изменены. Физика и их законы останутся в прошлом. Что будет? Одному Творцу известно. Мы можем лишь предполагать своим человеческим сознанием, которое ограничено тем, что мы видим и тем, что смогли познать.

«Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, где текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное].

У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан]» (Св. Коран, 2:25).

 

Что ожидает в раю? Чем рай характеризуется? Если ад — огненный апогей, то что в раю? Что такое райское счастье, блаженство и может ли оно быть универсальным понятием, единым для всех?

В Раю будут удовлетворены все вкусовые, звуковые, морально-эстетические, физические и иные потребности обитателей его.

Изначально важно оговорить, что коранический текст дает лишь общее представление о райской обители, причем в той форме, которая понятна и доступна любому человеку, независимо от времени, в котором он живет, независимо от его образованности, эрудированности, культуры или достатка. Но все же буквальное понимание Рая человеческому рассудку недоступно: «Я [говорит Господь миров] уготовил для праведников (для рабов Моих) то, что глаза никогда не видели, уши никогда не слышали, а сознание человеческое себе такого и представить не сможет». Но Коран ниспослан на земном языке, он доносит до людей информацию о мирских и вечных ценностях в доступной для них форме.

Сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас говорил: «Если в мирской обители и есть что-то, что может относиться к райской, то это лишь названия». Все там совершенно иное, нежели мы можем себе вообразить.

«[Заходя в Рай, люди оставят позади злобу и все отрицательные человеческие качества:] И вытащим (удалим, устраним) Мы из их [людей и джиннов] нутра злобу [и все плохое, ведь в мирском все они были носителями как положительного, так и отрицательного, в этом и была суть экзамена]. [Они окажутся там, где] текут реки. Воскликнут: «Слава Богу (аль-хамду лил-ля), Который наставил нас на путь [приведший к столь прекрасному итогу], без Его помощи мы не нашли бы этой дороги. Божьи посланники приходили с правдой, все их обещания сбылись». И послышится обращение к ним: «Это — райская обитель, которую вы получили будто в наследство [она стала вашей] за то [хорошее, благое, благодатное], что вы совершили [в период временного пребывания в мирской]» (Св. Коран, 7:43).

 

Движение души к раю — естественно для человеческой природы?

Каждый человек рождается с верой в Бога.

 

Как должен жить человек, чтобы обрести Рай после смерти? Ангелы, молитва... что и кто может помочь человеку в его движении к раю?

Главная характеристика обитателей Рая, которая многократно упоминается в Священном Коране, — наличие веры и совершение благих дел. «Кто уверовал и совершал благие дела [в жизни мирской], — а ведь Мы не возлагаем на душу (человека) больше его возможностей, — те обитатели Рая навечно» (Св. Коран, 7:42).

«Нет сомнений, оправдаются надежды верующих [о милости Творца и райской обители, благодать обитания в которой не имеет конца]! [Ожидает радостная весть] тех из них, кто  набожен, совершая молитву-намаз [а место расположения набожности — сердце]; кто отворачивается от всего бесполезного (игнорирует его, безразличен к нему) [из категории слов, дел, поступков, времяпрепровождения, не говоря уже о вредном]; кто знает, что такое духовное очищение  [умеет зарабатывать и делиться с теми, кто нуждается в помощи и поддержке]; кто не прелюбодействует, а имеет интимные отношения лишь со своими женами [женщины — лишь со своими мужьями] , и нет в их адрес упрека [то есть в установлении, сохранении и развитии внутрисемейной гармонии и взаимопонимания они безупречны]. Кто же стремится к чему-то большему (то есть к тому, что помимо этого, к греховному) [по последнему четвертому пункту], они — преступившие границу дозволенного. [Ожидает радостная весть] тех из них, кто обязателен во всем вверенном ему на некий срок и соблюдает договоренности, а также тех, кто «заботится» о своих молитвах-намазах [выполняет своевременно, ощущая в них потребность и получая духовное упоение, а не оставляет «на потом» или пенсионный период].

Они [мужчины и женщины, в чьей жизни обосновались и гармонично в нее вписались упомянутые характеристики] — наследники, а унаследуют Фирдавс и пребудут там вечно» (Св. Коран, 23:1–11).

 

Что из себя представляет Страшный суд, как будут судить? Что может перевесить при суде? Как понять высказывание: «Не войдет кто-либо в Рай, пока не увидит место свое в Аду, где мог бы оказаться, если бы грешил. Это приумножит его благодарность Всевышнему. И не будет отправлен кто-либо в Ад, пока не увидит свое место в Раю, где мог бы оказаться, будь он набожным. Это сильно опечалит его».

«[Наступит час и] все, кто на небесах и на Земле, встанут пред Ним в состоянии рабской покорности. [Вся языческая спесь, атеистические взгляды или безразличие к вечному сойдут на нет. В День Суда серьезность и ужас происходящего разом выбьют все это из душ и сознаний людей]... В тот День [в Судный День, уже после воскрешения из мертвых] по зову [ангела] люди будут идти ровно (прямо) [не имея возможности уклониться от заданного курса и направления; или: «его отношение ко всем будет одинаковым»]. Голоса притихнут пред Всемилостивым, слышен будет лишь шепот... Набожные [благонравно и с именем Господа прожившие свою как день пролетевшую мирскую жизнь] будут [почетно] делегациями собраны перед Всемилостивым. А грешников, подобно животным, погонят в Ад» (Св. Коран, 19:93; 20:108; 19:85, 86).

«Все вы, люди, увидите Ад. Таково установление вашего Господа. Те, кто был набожен [в жизни мирской и покинул ее таковым, в ком была вера, пусть даже наряду с незначительными, а тем более искупленными ранее грехами и проступками, и он удостоился Божьей милости], будут спасены [не зайдут в Ад, а лишь увидят его]. Грешники же [все те, кто не получил прощения Господа] будут сброшены в Преисподнюю стоящими на коленях» (Св. Коран, 19:71, 72).

Ибн Мас‘удом были переданы следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), приоткрывающие для нас события ожидающего всех непростого периода: «Все люди будут подведены к «сырату» [своего рода мосту, ведущему в высоченные райские уровни, но проходящему над бездонной огненной геенной]. Они окажутся возле Ада и начнут свое движение вперед с учетом мирских дел и поступков: кто-то преодолеет «сырат» подобно молнии, кто-то — подобно ветру, скорость иных будет равна скорости движения птиц, других — бегу лучших скакунов, а какая-то часть людей двинется со скоростью хорошего верблюда. Одними из последних окажутся те, кто будет идти по этому мосту обычным человеческим шагом. Самыми медлительными и замыкающими процессию [из тех, кто милостью Господа миров все-таки дойдет до Рая] будут те, у кого света веры [накопленного общей совокупностью их мирских благодеяний] будет хватать лишь на блеск большого пальца обеих ног. Во время их продвижения вперед мост под ногами будет расшатываться и качаться. «Сырат» скользкий и полон шипов, колючек [идти будет трудно, но через эти тяготы преодоления с человека спадут все остатки его грехов, дабы подойти к Раю без унизительного груза]. С обеих сторон тончайшего (узкого) моста будут находиться ангелы. С помощью огненных крюков они вырвут из общего потока всех обитателей Ада и сбросят их в Преисподнюю. Другие ангелы будут молить Господа: «Прости и помилуй [грешников], прости и помилуй» .

Безбожники останутся в Аду навечно, а не помилованные грешники будут пребывать в геенне столько, сколько того потребует искупление их грехов. Но в достоверной Сунне четко сказано, что каждый, в ком была хоть пылинка осознанной веры в единственность и непостижимость Творца, тот рано или поздно выйдет из Ада, даже если в жизни мирской не совершил ни одного благодеяния.

 

Что и как «записано» в личном судном деле? Где хранится эта информация?

«У каждого из вас есть ангелы, охраняющие [дела и поступки]. [Они —] благородные писари [все фиксируют, причем устройствами, далекими от земных технологий по своему совершенству. Их место (положение этих ангелов) пред Богом почетно]. Они знают все, что вы делаете» (Св. Коран, 82:10–12) . Ангелы-писари, неотступно пребывающие с человеком, — две смены по двое: один справа, другой — слева. Находящийся справа фиксирует благие дела, а тот, что слева, — грехи и проступки. Парно сменяют они друг друга на день и на ночь. Кстати, тот, что справа, является старшим по отношению к тому, кто слева .

«Фиксируют все [слова, дела и поступки] два ангела [-писаря], находящиеся по правую и по левую стороны [от человека]. Что бы ни было сказано, оно под абсолютным контролем. [Ангелы ничто не пропустят «мимо ушей», все записывают, и ничто не будет утеряно]» (Св. Коран, 50:17, 18).

 

Есть ли в Исламе такое понятие, как Чистилище?

Такого понятия нет. Но в последнем Священном Писании говорится о стене, преграде: «[После Судного Дня, когда одна часть людей разошлась по райским невообразимо прекрасным садам, а другая разместилась по «камерам» мучительно страшной даже на вид адской обители, когда, переспросив друг друга, убедились и те и другие в правдивости Божьих обещаний, некоторая часть людей осталась в ожидании своей участи.] Между ними [адской и райской обителями] — перегородка (преграда, стена). На самой высокой части [райской] ограды [первого низшего уровня] — люди [у которых благих дел оказалось ровно столько же, сколько и грехов]. Они узнают всех по внешним признакам [по светлым лучезарным лицам легко отличают обитателей Рая , куда могут заглянуть с того возвышенного места, где оказались, а также видят пепельно-серые лица обитателей Ада , которые расположились там, вдалеке, внизу]. Обратятся они к [видимым для них] обитателям Рая: «Мир вам!», но не смогут зайти туда, хотя очень сильно, нестерпимо будут желать этого» (Св. Коран, 7:46).

«Когда же их взоры [случайно, вскользь] упадут на обитателей Ада, они [всей глубиной души и сознания] будут молить: «Господи, не размещай нас рядом с грешниками».

И обратятся ожидающие решения [касательно себя; расположившиеся на упомянутой стене] к знакомым им обитателям [Ада]: «Вам ведь не помогло все то, что вы собирали [богатства, которые вы накопили в форме валют, золота, недвижимости, акций и т.п.; не помогли вам связи, знакомства, на которые вы тратили столько сил, энергии и средств во благо приумножения мирского или сохранения его за собою; многочисленность ваших сторонников также не принесла результата; собирали вы не то, да и относились к мирским накоплениям так, будто бы они прикрепились к вам навечно], и не помогло вам все то, чем гордились [ваши кичливость и высокомерие остались там; ваша надменность, особенно перед верой и набожностью, не пошла вам на пользу].

А вот те, о которых вы клялись, что их не постигнет Божья милость [что, мол, как они могут оказаться в Раю, если и бедны, слабы, и не всесильны, подобно нам?! Нет же, они — там, в Раю, ведь эти люди по возможности старались «собрать» больше благих, добрых дел, и эти «накопления», как видите, дали свой результат]».

[Послышался голос... Обратился он к расположившимся на той стене в ожидании:] «Войдите в Рай, где не будет над вами ни страха, ни печали» (Св. Коран, 7:47–49).

 

Есть «разные уровни рая» — в соотношении с праведностью жизни?

«Воистину, в Раю сто уровней, уготовленных для усидчивых на Божьем пути [тех, что усидчивы и стойки в работе над собой; в становлении и сохранении себя примером и образцом для других]. Расстояние между каждым из уровней подобно расстоянию между небом и землей [то есть расстояния огромны, будто от Земли до звезд]. Если все миры [все человечество, начиная с Адама и Евы и до последнего человека; все ангелы, которые невероятно огромны, а также все джинны] соберутся на одном таком уровне, то всем хватит места!

Прося у Всевышнего райской обители, просите Фирдавса, это средняя райская обитель и наивысшая. Над нею — Трон, с которого берут начало райские реки».

 

Кто и что сбивает человека с пути в рай?

Лишь он сам. Ведь ему дано право выбора.

Ложный рай: материальное мирское счастье «все иметь здесь и сейчас» — бич эпохи накопления; наркотики-алкоголь — имитация состояния блаженства и т.п. В современном мире большинство психопрактик активно настраивают людей на достижение счастливого райского состояние здесь и сейчас... Зачем тогда людям мечты о загробном счастье?

Земное состояние блаженства никак не сравнимо с вечным. О таких же вещах, как наркотики, алкоголь, говорить не приходится, так как с точки зрения Ислама все одурманивающее запретно, человек должен пребывать в здравом уме в этой жизни.

 

Рай и разные религии... Рай — един?

Един, как и Бог, создавший этот мир.

 

В каком состоянии возможно пребывание в Раю (души, зримые образы, сущности)? Если это зримые образы, то какого возраста: усредненного или возраста смерти? Сами эти образы одинаковы и устойчивы для всех или существуют только в сознании Души, которая их видит таковыми (т.е. субъективное восприятие)?

Обитатели Рая не станут ангелами, а останутся теми же людьми, но только (волею Творца) много более совершенными: иное понятие материи, отсутствие таких привычных вещей для мирской обители, как старение, болезнь и смерть.

«Воистину, обитатели Рая будут [наслаждаться] трапезой [там присутствует такое понятие, как прием пищи и питья, но оно не сравнимо с мирским], не имея сопроводительных физиологических выделений [свойственных людям] ». У Пророка спросили: «А что же с едой? [Куда девается то, что поглощаемо райским человеком?]» Он ответил: «[Если сравнить с отдельными элементами мирской физиологии человека, то это похоже на] отрыжку и испарину, причем запах [ассоциируется с] прекрасным благовонием. Восхваление и возвеличивание Творца [обитателями Рая] будет подобно дыханию [абсолютно естественно и непринужденно, подобно дыханию человека в мирской обители]».

Возраст всех, кто будет находиться в Раю, — 30 лет или 33 года . Исключение, например, — сотворенные волею Творца дети для тех семейных пар, которые в мирской обители не имели возможности испытать счастья быть отцом и матерью, но прошли через это испытание с благодарностью Богу и терпением пред Ним.

 

Встретятся ли в раю возлюбленные, близкие люди? Узнают ли друг друга?

«Входите вы [мужчины] вместе со своими женами [конечно же, если последние пожелают того, ведь они на полных правах обитателей Рая получают и наслаждаются тем, что желанно для них], переполняемые нескрываемой радостью [такому благополучному исходу для себя и своей любящей жены]» (см. Св. Коран, 43:70).

 

Где сейчас пребывают души в ожидании Страшного суда? Если в раю, то могут ли они помогать оставшимся на Земле близким и воздействовать на их жизнь?

В Загробном мире (барзах).

Все в этом мире происходит по Его воле. Помочь умершие никак не в состоянии, их время истекло, и они пребывают в загробном мире в ожидании своей участи. Но еще живущие могут поспособствовать облегчению их, молясь за них.

 

Что произойдет с людьми, которые живут праведно, но верующими не являются?

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Если совершит благодетельный человек что-то хорошее, вне зависимости от того, верующий он или нет, Всевышний непременно воздаст ему благом». Сподвижники спросили: «А как Он воздаст благом безбожнику?» — «Если он укреплял родственные связи, давал милостыню или совершал любое другое благое деяние, ему воздастся благом в его богатстве (имуществе), детях, здоровье и подобном [касающемся лично его или тех, кто находится на его попечении]», — ответил Пророк. «А как же ему воздастся благом в вечности [ведь он не верил ни в Бога, ни в пророков, ни в Писания, ни в наличие вечной жизни после смерти; не имел даже и пылинки веры, которая могла бы его спасти]?!» — с недоумением спросили сподвижники. — «[Его постигнет] облегченная форма наказания [в загробном мире и вечности]», — ответил он".

 Umma.Ru

Вы здесь: Главная Другие миры Интервью с Ш. Аляутдиновым: «По ту сторону жизни. Рай»