Коранические описания Рая

Известный турецкий ученый Харун Яхъя отвечает на вопрос: "что такое Рай с точки зрения мусульман?". А также рассказывает о том, что говорится о райской обители и ее обитателях в Священном Коране.

Что такое Рай?

Рай – наипрекраснейшая из обителей, сотворенных Всевышним для тех из уверовавших, кто во время срока земного испытания с трепетом и усердием соблюдал Его заветы и повеления, посвятил свою жизнь служению Его Милости и Благоволению. В Раю человек сможет обрести любое благо и красоту, он преисполнен изысканнейшими красотами и великолепием, куда более обильными, нежели в состоянии вообразить себе человек в земной жизни. В аятах Священного Корана говорится о благах Рая и красоте, которую обретут истинно уверовавшие люди в грядущей вечной жизни:

«О слуги Мои! Вам нечего страшиться сегодня, и не будете вы опечалены. Те, которые уверовали в Мои знамения и были му`минами, вы и ваши супруги – войдите в Рай, (вы будете встречены в радости). Вокруг них будут ходить с золотыми блюдами и чашами, в которых будет то, что пожелают души их и что усладит их взоры. И вы пребудете там вечно. Таков есть Рай, который дан вам в воздаяние за то, что вы вершили [на земле]». (Сура "Аз Зухруф", 43: 68-72)

 

Кто войдет в Рай?

«…Они те, коим (Аллах) написал веру в сердца и укрепил их духом от Себя и введет их в сады Рая, где внизу текут реки; там они пребудут вечно. Аллах был доволен ими, и они были довольны Им. Это они – соратники Аллаха. Знайте, истинно, те, кто соратники Аллаха, они обретшие спасение (осуществив свои чаяния)». (Сура "Аль Муджадила", 58: 22)

Вот лишь некоторые из сообщаемых в аятах Корана чертах истинно уверовавших, коим Аллах обетовал прекраснейшую обитель Рая:

– Те, которые уверовали и вершили благое. (Сура "Аль Бакара", 2:25)

– Те, которые богобоязненны. (Сура "Али Имран", 3: 15)

– Те, которые победили свой гнев. (Сура "Али Имран", 3: 134)

– Те, которые не упорствовали сознательно (в совершенном грехе). (Сура "Али Имран", 3:135)

– Те, которые повинуются Аллаху и Его посланнику. (Сура "Ан Ниса`а", 4: 13),

– Те, которые выстаивают молитвы, жертвуют из добра своего, веруют в посланников, чтут и помогают им. (Сура "Аль Маида", 5:12)

– Те, которые правдивы. (Сура "Аль Маида", 5: 119)

– Те, которые добродетельны. (Сура "Йунус", 10: 26)

– Те, чьи сердца смиренны перед Господом и верны Ему. (Сура "Худ", 11:23)

– Те, которые раскаялись. (Сура "Марйам", 19: 60)

– Те, которые берегут доверенное им и не нарушают данные обеты. (Сура "Му`минун", 23:8)

– Те, которые совершают молитву праведно. (Сура "Му`минун", 23:9)

– Те, которые спешат вершить добро и соревнуются друг с другом в добродеяниях. (Сура "Фатыр", 35:32)

– Те, которые благочестивы. (Сура "Мухаммад", 47:15)

– Те, которые всем сердцем обратились к Аллаху. (Сура "Каф", 50:32)

– Те, которые с трепетом бояться Милосердного, хотя и не зрят Его и приходят, всем сердцем обратившись к Аллаху. (Сура "Каф", 50:33)

 

Достаточно ли быть чистосердечным и благожелательным к людям для того, чтобы попасть в Рай?

В каждом обществе существуют устоявшиеся представления о добре и благожелательности. Для некоторых добром является добропорядочное воспитание и образование детей, для других – помощь и поддержка благотворительных организаций, для третьих – защита животных и воспитания милосердия к ним в людях… Однако надо признать, что люди зачастую, подобным образом хотят обмануть себя и избежать ответственности. Ведь каждый человек, тайно или явно, осознает, что в День Господнего Суда ему предстоит держать ответ перед Всевышним Создателем за то, следовал ли он Его повелениям и совершал ли предписанное Им. Однако из-за нежелания следовать законам Всевышнего, они делают вид, что не понимают этой истины. Люди же, осознающие ответственность перед Господом за соблюдение Его повелений, знают, что истинное определение добра и благочестия сообщается только лишь в Священной Книге и оно не имеет никакого отношения к устоявшимся в обществе невежественным представлениям. Для мусульман сутью наставлений Творца является Священный Коран.

Для того, чтобы человек мог уповать на обретение благоволения Аллаха и обители Рая, важно, прежде всего, искреннее следование всем Законам Всевышнего, ниспосланным в Его Книге. Для обретения обители Рая в иной, будущей жизни, недостаточно быть только лишь чистосердечным и жить в стороне от неправедного общества, не зарясь на чужое имущество, не думая ни о ком дурного, не злословя и делая людям только добро и т.д. Ведь наряду со всем этим, человек должен воспитать в себе еще многие моральные качества и черты характера. Ибо Коран ясно сообщает верующим, что есть истинная добродетель и кто может считать себя истинно верующим человеком:

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад [во время молитвы]. Но благочестив тот, кто уверовал в Бога, в Судный день, в ангелов, Писание и пророков, кто раздавал имущество, хотя оно было ему дорого, близким, сиротам, бедным, путникам и просящим подаяния и рабам [для их свободы], совершал молитву, давал закят; были верны данной ими клятве, терпеливы в беде и в болезни и во время опасностей войн. Это они – те, которые правдивы, те, которые богобоязненны». (Сура "Аль Бакара", 2:177)

«Неужели Вы посчитали, что раздать воду паломникам и благоустроить Запретную Мечеть то же самое по [деяниям], как если кто уверовал в Аллаха и в День Господнего Суда и истинно усердствовал на пути Аллаха? Не равны они пред Аллахом, ибо Аллах не ведет прямым путем нечестивых». (Сура "Ат Тауба", 9:19)

«Те, которые уверовали, переселились и усердствовали на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, тем у Аллаха высокие степени, и они – обретшие [спасения и счастье]». (Сура "Ат Тауба", 9:20)

 

Кто будет пребывать в обители Рая вместе с праведными верующими?

Праведные будут пребывать в вечной обители Рая вместе со всеми истинно уверовавшими людьми, жившими на земле со времен пророка Адама (мир ему). Среди них будут также все пророки и посланники, приходившие на землю до дня Конца Света, праведники, принявшие их увещевания и последовавшие за их призывами, и мученики за веру. Эта благая весть сообщается верующим в Коране:

«A ктo пoвинyeтcя Aллaxy и Его пocлaнникy, тo oни вмecтe c тeми из пpopoкoв, пpaвeдникoв, мучеников и блaгoчecтивых, кoмy Aллax oкaзaл Свою милocть. И cкoль пpeкpacны oни кaк друзья!» (Сура "Ан Ниса`а", 4:69)

 

Какой будет жизнь в обители Рая?

Из описаний Рая, ниспосланных в Коране, мы видим, что райская жизнь будет подобна той, в которой мы живем. В аятах описываются райские места, изысканное великолепие убранства, бесподобные украшения и одежды, в которые облачены люди, изумительные яства и питье, которое подносят обитателям Рая. Особо акцентируется внимание на красотах, которые схожи с мирскими, но несравнимо более совершенны и изысканны. Кроме того, в обители Рая имеются все блага, о которых только может представить и пожелать для себя человек, но еще и несметное число красот и благ, кои человек не мог бы даже вообразить себе. Однако самым главным отличием между земной жизнью и Раем, несомненно, является то, что в обители Рая отсутствуют все мирские недостатки и изъяны.

Как видно из описаний, упоминаемых в Коране, Рай является обителью совершенной жизни, исполненной ослепительными красотами, лишенной любых изъянов, в нем человек будет испытывать самые прекрасные наслаждения. Всевышний сообщает нам в одном из аятов:

«Куда бы ты ни посмотрел, повсюду увидишь благодать и великую власть». (Сура "Аль Инсан", 76:20)

 

Какова духовная атмосфера обители Рая?

Рай является великим воздаянием Всевышнего уверовавшим, в награду за те благие деяния и прекраснейшую мораль, что они являли в мирской жизни. В аяте сообщается, что наряду с изысканными материальными красотами жизни, люди не будут испытывать также никаких забот, печалей или трудностей, их духовная жизнь будет совершенной. В обители Рая уверовавшие пребывают:

– в ощущении полной безопасности

– не зная чувства злобы, неприязни или ненависти

– не зная пустословия и лжи

– не ведая усталости и скуки

– без страха и печали

– в окружении прекрасных, красивых и благочестивых людей

– не зная старости, все люди там равного возраста

– все в обители Рая доставляет человеку наслаждение.

Конечно же, приведенные выше описания являются лишь некоторыми из многочисленных картин Рая. Всевышний в Коране сообщает, что в то время как неверные будут пребывать в Аду и вкушать невыносимые муки и страдания, верующие пребудут в нескончаемом изобилии, покое и благодарности:

«[В тот День] ты увидишь, как трепещут несправедливые от страха за то, что они приобрели; когда это постигнет их. А те, которые уверовали и вершили благое, они в садах Рая. Все, о чем они желают, будет дано им у Господа. Вот это великая милость (благость и щедрость) к ним!» (Сура "Аш Шура", 42:22)

 

Ahirat.Ru по материалам сайта Приглашение к Истине

Вы здесь: Главная Другие миры Коранические описания Рая