Ислам и толкование сновидений

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о том, как ислам относится к сновидениям. Можно ли толковать сновидения? Максим

Ответ: К толкованию снов надо подходить крайне осторожно. Современные алимы (богословы) озабочены появлением огромного количества псевдотолкователей снов, который вызван повышенным и часто излишним вниманием к этой стороне жизни человека.

Саудовский ученый Сауд аш-Шурейм пишет по этому поводу: «Многие люди попадают в зависимость от снов и видений… Вопрос снов стал настолько широко распространен среди людей, что они редко говорят о других вещах, и этот предмет доминирует даже на ТВ-каналах, сайтах и в других СМИ до такой степени, что вопросов, имеющих отношение к снам, в два раза больше таковых из других областей религии. Все это – результат безудержно растущей неосведомленности о правильной позиции, которую мусульманин должен занимать в отношении снов, несмотря на то, что пророк (мир ему) просветил нас [относительно того как правильно относится к этому феномену]. Дело дошло до того, что, если кто-то из нас видит сон, он встревожен и не успокоится, пока он не найдет того, кто истолкует сон для него. Если бы каждый из нас придерживался руководства пророка, мы не вовлекли бы себя в это плачевное положение».

Российский богослов Шамиль Аляутдинов заметил в одной из проповедей, что недопустимо выискивать в каждом сне "знамение". Он сказал: «Все сотворенное Создателем, – это знамения, указывающие на существование и могущество Его. Знамений огромное количество как вокруг, так и внутри нас, как в микро-, так и в макромирах».

Как же относился ко снам сам пророк Мухаммад (мир ему), слова и действия которого служат ориентиром для мусульман? 

Сон является «каналом информации и связи» с потусторонним миром. Пророк Мухаммад признавал важность информации, содержащейся во снах. В Священном Писании упоминаются наиболее яркие, а возможно, и важные, ценные знамения. Среди них есть и сон: «И из знамений Его [Творца] – сон ваш ночью или же днем» (Св. Коран, 30:23)

Однако наряду с этим пророк предостерегал своих последователей от излишней доверчивости и особенно указывал на опасность доверия тревожным, неясным снам. Однажды на одном из собраний он сказал: «Пророчество ушло, но вестники остаются». Сподвижники просили его: «А что такое вестники?». Он ответил: «Хорошие сны, которые видит человек».

Известный богослов так прокомментировал это высказывание пророка: "Этот хадис объясняет, что не все то, что человек видит в своем сне, может быть верным, хотя это и может толковаться. Истинный сон – тот, который приходит от Всевышнего а все, что помимо этого, – всего лишь сбивающие с толку сны, у которых нет толкования. В числе таких запутывающих снов тот, который сообщили от арабского бедуина, рассказавшего пророку (мир ему), что он видел во сне, что его голову отсекли, и она откатилась, и что это серьезно взволновало его. Пророк сказал ему: «Не позволяй слугам Нечистого забавляться с тобой в твоем сне».

«Вестники», судя по всему, относятся ко снам, принадлежащих к категории пророческих снов. (Пророк Мухаммад делил все сны на три категории: 1) Сны от лукавого (самый распространенный вид снов), которыми он вызывает у человека печаль; 2) То, чем человек озабочен в состоянии бодрствования и видит в его снах; 3) Сон, который является одной из 46 частей пророчества).

«Сон бывает трех видов: речь души (то есть впечатления человека, результат его мысли, аналитики); устрашение Сатаны и привнесение им печали и скорби (когда плохим или ужасным сном он старается запугать человека, внести в душу чувство отчаяния, печали); вещий сон, являющийся благой вестью от Господа». Также вещий сон может быть божественным предупреждением, предостережением, чтобы человек мобилизовался, проявил бòльшую внимательность, бдительность.

Кто может видеть вещий, предположительно правдивый, сон?

По словам пророка Мухаммада – «Покорные Творцу благочестивые, благонравные люди, которые наиболее правдивы в словах своих». Проникновение в сердце, сознание и душу набожного и религиозно практичного человека наиболее сложно для Сатаны. Поэтому правдивость вещих снов у праведников велика. В то же время правдивость снов у такого рода людей не является однозначной, а только предположительно несет в себе божественное начало. У явных грешников, людей, далеких от Бога и религиозной практики, или даже неверующих вероятность правдивого сна минимальна, но, как говорили ученые-богословы, не исключена.

Что еще говорил о снах пророк Мухаммад (мир ему)?

«От пророчества ничего не осталось, кроме вещего сна, [обычно] дающего благую весть. После меня не будет ни пророков, ни посланников». То есть со смертью последнего пророка и посланника все виды пророческих откровений уходят в прошлое. Остается только небольшой информационный канал – хороший сон. Пророк Мухаммад также пояснял: «Хороший сон набожного благонравного человека – это одна сорок шестая часть пророчества». Ученые комментировали: «Под словосочетанием "хороший сон", возможно, подразумеваются благо, доброта, радость самого сна, а возможно, и благостность толкования, разъяснения, что будет дано ему. Под словом "человек", а если быть точнее по тексту хадиса, то "мужчина", подразумеваются как мужчины, так и женщины». Так считают все мусульманские ученые.

Какой сон явно правдив?

Правдивыми считаются сны о пророках. «Кто увидит меня, тот истинно увидел меня. Сатана не может принять мой облик», – говорил пророк Мухаммад. Имам аль-Газали дал в свое время интересное пояснение словам «тот истинно увидел меня», сказав: «Не нужно понимать эти слова как «он увидел тело мое», а нужно понимать – «он увидел образ мой», через который спящему человеку дается правдивая информация. Если человек видит образ пророка, это еще не говорит о том, что он увидел самого пророка, его душу. Он увидел образ и подобие пророка, которое может быть только от Бога, и однозначно не от Сатаны».

Согласно мнению абсолютного большинства ученых, сны, которые вызывают предубеждение, или те, которые подвергают сомнению непорочность людей или намерений – т.е. все сны, сеющие в душе смуту, следует полностью игнорировать. По их мнению, не следует уподобляться людям, которые «воспринимают свои сны как предсказания и выглядят счастливыми или печальными из-за обыкновенных снов».

Ученые также напоминают о том, что неумеренная откровенность в толковании снов – это своего рода искушение, в особенности когда он говорит о вопросах Невидимого, которые ведомы только Всевышнему.

Среди обычных снов встречаются и такие сны, которым следует придавать значение. В качестве примера таких сновидений ученые обычно приводят сны пророка Юсуфа (мир ему) – библейского патриарха Иосифа, в которых содержались как новости, так и предупреждения. В Коране сура, посвященная пророку Юсуфу (мир ему) начинается такими словами: «Алиф. Лям. Ра. Это – знамения Книги, превращающей неясное в очевидное [непонятное в доступное для понимания]. Мы [говорит Господь миров] низвели его [Священное Писание] Книгой, так примените же разум [стараясь через благоразумие и интеллектуальный труд выводить себя из плена эмоций, навязанных кем-то стереотипов или информационного негатива. Думайте, разумейте, созидайте!]».

Кораническую версию жизни Иосифа (мир ему) вы узнаете, если прочитаете эту суру полностью. Информация о снах также содержится в некоторых других сурах.

И в заключение еще раз процитирую Ш.Р. Аляутдинова. В главе, посвященной снам и сновидениям (книга "Потусторонние миры" прим. автора), он пишет: «Тем не менее, со снами, особенно правдивыми и вещими, нужно быть обращаться крайне внимательно, аккуратно. Пророк Мухаммад предупреждал: «Вещий сон истинно верующего – это одна сорок шестая часть пророчества. И сон этот в неопределенном состоянии [между небом и землей], пока о нем не заговорят [пока его не растолкуют, пока не придадут ему определенную практическую форму]. Когда расскажут, тогда и упадет на землю [когда придадут ему форму, тогда и начнет он свое проявление в жизни]". В одном из повествований добавлено: "Не рассказывайте [вещий сон], кроме как любимому, уважаемому вами человеку [который растолкует только в хорошую и наилучшую сторону], или тому, кто умен и мудр, чтобы правильно растолковать».

«Касательно грехов, связанных со сном, в хадисах упоминается значительная греховность лжи при пересказе снов, когда человек рассказывает как сон то, что он на самом деле не видел. Сон для пророков и посланников был источником одной сорок шестой части их откровений. Для обычного верующего сон – это больше отдых, нежели источник вдохновения. Порой до ста процентов всего того, что видит человек во сне на протяжении жизни – это результат его размышлений, переживаний, ненужного наслоения впечатлений или сатанинские нашептывания и устрашения. То, что от Бога, мы не перепутаем. Когда оно придет, мы не будем утруждать себя поисками в хламе сновидений. Когда мы проснемся, увиденное будет пред нами, как солнце в безоблачный день. Ученые-богословы не раз подчеркивали, что излишнее внимание ко сну и сновидениям указывает на слабость веры человека и желание убежать от реальности в мир иллюзий».

© Ahirat.Ru

Вы здесь: Главная Другие миры Ислам и толкование сновидений