Сон — канал связи и приема информации

В состоянии сна проходит немалая часть человеческой жизни. Сон — это маленькая смерть, отдых и канал связи с тем, что неподвластно нашему разуму. Однажды, пробудившись утром ото сна, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) обратился к сподвижникам: «Воистину, Всевышний забрал души ваши, когда пожелал, и вернул их, когда пожелал» /1/; «Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как умертвил [то есть забрал наши души на время сна и вернул их для продолжения жизни]» /2/.

В Священном Коране о сне говорится в девяти местах. В сводах хадисов есть целые разделы по этой теме. Сам Пророк порой после утренней молитвы, повернувшись лицом к молившимся за ним, спрашивал: «Кто-нибудь видел сегодня ночью сон?» /3/ Некоторые ученые говорили: «Вещий, правдивый сон — это творение Господа в сознании человека».

Однако есть люди, уделяющие «жизни во сне» слишком много внимания. На последующих страницах попробуем представить границы рациональности, постараемся понять, что есть «семя» в этой области жизни, а что — «шелуха».

Начнем с того, что все сотворенное Создателем, — это знамения, указывающие на существование и могущество Его. Знамений огромное количество как вокруг, так и внутри нас. В Священном Писании упоминаются наиболее яркие, а возможно, и наиболее важные, ценные знамения. Среди них есть и сон: «И из числа Его знамений — ваш ночной сон [восстанавливающий силы и потраченную за день энергию] /4/ и [получасовой или часовой сон] днем [дабы отдохнули вы телом и душою] /5/» (см. Св. Коран, 30:23).

«Что есть сон в свете Священного Писания?» Это знамение, указывающее на существование Творца, как мы уже упомянули, а также одна из форм проявления милости Господа: «Он [Господь миров] Тот, Кто сделал для вас ночь подобной чему-то накрывающему, во что-то вас одевающему, сон — отдыхом, а день — воскрешением (оживлением). [Ночь переводит вас в иное состояние, сон частично умерщвляет, давая телу возможность отдохнуть и восстановиться, а новый день возвращает к жизни, к новому дыханию, будто обновляет сознание и восприятие вещей, давая возможность по-новому взглянуть на окружающее]» (см. Св. Коран, 25:47 и 78:9). Сон был источником Откровений для пророков и посланников Божьих (см., например, Св. Коран, 8:43, 37:102, 48:27). А после завершения миссии последнего Пророка — стал источником воодушевления, порой тем, через что может поступить предупреждение, а порой и устрашение. Сон — это также состояние, когда нежданно-негаданно низводилось Божественное наказание (см. Св. Коран, 7:97 и 68:19).

Что говорил о снах последний посланник Творца?

«От пророчества /6/ ничего не осталось, кроме вещего сна, [обычно] дающего благую весть. После меня не будет ни пророков, ни посланников» /7/. То есть со смертью последнего пророка и посланника все виды пророческих Откровений уйдут в прошлое, остается только небольшой информационный канал — сон. Пророк Мухаммад также пояснял: «Благой сон набожного благонравного человека — это одна сорок шестая часть пророчества». Ученые комментировали: «Под словосочетанием «благой сон», возможно, подразумевается радость самого сна, а возможно, и благостность толкования, разъяснения, что будет дано ему. Под словом «человек», а если согласно тексту хадиса — «мужчина», подразумеваются как мужчины, так и женщины». Так считают все мусульманские ученые /8/.

Любой ли может видеть вещий, предположительно правдивый сон? — «Покорные Творцу, благочестивые, благонравные люди, которые наиболее правдивы в словах своих» /9/. Проникновение в сердце, сознание и душу набожного и религиозно практикующего человека наиболее сложно для Сатаны, поэтому вероятность увидеть вещий сон у праведников велика. В то же время правдивость снов у такого рода людей не является однозначной, а только предположительно несет в себе Божественное начало. У явных грешников, людей, далеких от Бога и религиозной практики, или даже неверующих вероятность правдивого сна минимальна, но, как говорили ученые-богословы, не исключена /10/.

Какой сон явно правдив? «Кто увидит меня, тот истинно увидел меня. Сатана не может принять мой облик», — произносилось устами пророка Мухаммада /11/. Некоторые ученые считали, что «хадис можно понимать буквально и ничто не препятствует этому». Имам аль-Газали дал иное пояснение словам «тот истинно увидел меня»: «Не нужно понимать эти слова как «он увидел тело мое», а нужно понимать как «он увидел образ мой», через который спящему человеку дается правдивая информация. Если человек видит образ пророка Мухаммада, это еще не говорит о том, что он увидел самого Пророка, его душу. Он увидел образ и подобие Пророка, которое может быть только от Бога и однозначно не от Сатаны /12/.

Связаны ли вещие сны с Концом Света? «Ближе к Концу Света вещие сны по-настоящему верующих будут все более и более правдивыми» /13/.

В какое время суток наиболее вероятно увидеть вещий сон? «Наиболее правдивые сны — во время зари /14/ [прямо перед совершением утренней молитвы, перед тем, как человек проснется на утреннюю молитву]» /15/. Джа‘фар ас-Садык говорил: «Сон, увиденный в промежутке между второй и третьей молитвами, наиболее легок в толковании». ‘Али ибн Абу Талиб сказал: «Нет разницы между сном дневным и сном ночным. С точки зрения возможности увидеть правдивый сон эти часы суток одинаковы. Также нет разницы между снами мужчин и снами женщин» /16/.

Как воспринимать, как определять? Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Вещий сон — от Бога. [Пустые, бессмысленные] сновидения — от Сатаны /17/. Если увидит человек что-то хорошее и желанное, то пусть возблагодарит Всевышнего и никому не рассказывает об этом, кроме тех, кого любит, уважает. А если увидит что-то порицаемое, нежеланное, то пусть скажет: «А‘узу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиими ва мин шаррихь» (ищу убежища у Всевышнего от Сатаны и зла его) и сплюнет /18/ трижды через левое плечо /19/. Пусть никому об этом не рассказывает. [Поступившему так] этот плохой сон никогда не принесет зла» /20/. Услышав этот хадис, Абу Саляма сказал: «Ранее некоторые сны для меня были тяжелее гор, теперь же я не обращаю на них никакого внимания» /21/.

Мухаммад ибн Сирин говорил: «Сон бывает трех видов: (1) речь души (то есть впечатления человека, результат его мысли, аналитики); (2) устрашение Сатаны и привнесение им печали и скорби (когда плохим или ужасным сном он старается запугать человека, внести в душу чувство отчаяния, печали); (3) вещий сон, являющийся благой вестью от Господа» /22/. Также вещий сон может быть Божественным предупреждением, предостережением, чтобы человек мобилизовался, проявил большую внимательность, бдительность /23/.

Приведу комментарии пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) относительно некоторых снов:

— Однажды к Пророку пришел мужчина и попросил растолковать сон, в котором он увидел себя с отрубленной головой. Пророк рассмеялся и ответил: «Если Сатана играет кем-либо из вас во сне, то никому об этом не рассказывайте» /24/;

— Пророк однажды поделился со своими сподвижниками: «Подобно любому спящему, я видел сон, будто мы собрались с вами в доме ‘Утбы и нам принесли финики. Я растолковал это как предвестие значительного блага для нас в жизни мирской и вечной» /25/;

— Некая женщина увидела во сне, как у одного из сподвижников Пророка, умершего незадолго до этого, забил источник. Она спросила об этом посланника Всевышнего, он ответил: «Это его дела » /26/;

— Пророка однажды спросили о Вараке /27/, родственнике Хадиджи. Хадиджа сказала: «[Ты помнишь] он подтвердил истинность твоей пророческой миссии?! Он умер до распространения вести о тебе как о Пророке». Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Он (Варака) был показан мне во сне. На нем была белая одежда. Если бы он был из числа обитателей Ада, то на нем была бы другая одежда» /28/.

К тому, как растолковывать сон, нужно относиться внимательней. Пророк Мухаммад предупреждал: «Вещий сон истинно верующего — это одна сорок шестая часть пророчества. И сон этот в неопределенном (подвешенном) состоянии [между небом и землей], пока о нем не заговорят [пока его не растолкуют, пока не придадут ему определенную форму]. Когда расскажут, тогда и упадет он на землю [когда придадут ему форму, тогда его толкование начнет претворяться в жизнь]». В одном из повествований добавлено: «Не рассказывайте [вещий сон], кроме как любимому, уважаемому вами человеку [который растолкует только в хорошую сторону] или тому, кто умен и мудр, чтобы правильно растолковать» /29/.

В хадисах также упоминается о значительной греховности лжи при пересказе снов, когда человек рассказывает как сон то, чего он на самом деле не видел /30/.

Сон для пророков и посланников был источником одной сорок шестой части их Откровений. Для обычного верующего сон — это больше отдых, нежели источник получения информации о будущих событиях. Порой до ста процентов всего того, что видит человек во сне на протяжении жизни, — это результат его размышлений, переживаний, ненужного наслоения впечатлений или сатанинские нашептывания, устрашения. То, что от Бога, не будет похоже на путаницу событий, когда мы проснемся, увиденное будет перед нами как солнце в безоблачный день.

Ученые-богословы не раз подчеркивали, что излишнее внимание ко сну и сновидениям указывает на слабость веры человека и желание убежать от действительности этой жизни.

---------------------------------------------------------------

/1/ Ученые комментировали: "Забирание души (рух) у спящего — это частичное прекращение связи ее с телом. Забирание же души у умирающего — это полное прекращение связи души с телом. Пророк Мухаммад говорил: «Когда тело покойника кладут на погребальные носилки, витает над ним душа его со словами: «О семья моя! О дети мои!» См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 244, 245.
/2/ Хадис от Абу Хурайры приводится в св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ад-Дарами и др.
/3/ См.: аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 2. С. 989, глава № 32, хадис № 10; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 662, хадис № 2299.
/4/ Большинству из нас необходимы 7–8 часов сна (в сутки.— Ш.А.). Во время сна восстанавливается наш мозг. Сон дает мозгу возможность устранить неполадки и «заняться хозяйством» — пополнить запас белков и усилить синапсы. Для этого мозг должен отключиться, чтобы нейроны не «путались под ногами». Пониженная температура мозга и замедленная скорость обмена веществ, которые сопровождают глубокий сон, помогают ферментам более успешно ремонтировать и восстанавливать клетки. ...Недобрав сна в одну ночь, некоторые люди не чувствуют особого дискомфорта. Но после одной-двух недель недосыпания страдают все, потому что эффект накапливается. Одна неделя недостаточного сна эквивалентна 24 часам непрерывного бодрствования. Две недели — 48 часам». См.: Эккерман Дж. Краткая история человеческого тела. 24 часа из жизни тела. СПб.: Амфора, 2008. С. 265, 266, 272.
/5/ «Правильно дозированный послеобеденный сон помогает улучшить настроение и поднять активность. Последние исследования говорят, что достаточно 15–20 минут в промежутке между 13.00 и 14.30, чтобы прогнать усталость, повысить производительность и «подзарядить батарейки». Более долгий сон, например длящийся три четверти часа или час, может потребовать еще минут двадцать, чтобы стряхнуть инерцию сна. Короткий послеобеденный сон — естественный ответ на биологическую потребность в отдыхе. Организм человека запрограммирован на сиесту». См.: Эккерман Дж. Краткая история человеческого тела. 24 часа из жизни тела. СПб.: Амфора, 2008. С. 135–137.
/6/ Именно пророчество — так упоминается во всех хадисах по этой теме. Пророкам сообщалось о сокровенном, сокрытом, неведомом, ожидающем людей в будущем (аль-гайб), но они не были теми, через кого давались Божественные предписания. Каноны отдельным народам или человечеству в целом передавались через посланников Божьих. Именно завеса пред неведомым (аль-гайб) может быть слегка приоткрыта для праведников и приближенных к Всевышнему людей через сон. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20. С. 12.
/7/ Хадис от Абу Хурайры, св. х. аль-Бухари. См.: ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991. Т. 2. С. 519, хадис № 4606. Также см.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 657, хадис № 2277.
/8/ В соответствии с правилами арабского языка, когда речь идет о мужчинах, то подразумеваются и женщины, за исключением случаев, когда есть оговорка или невозможность подразумевания по физиологическим или иным причинам. Когда же речь идет о женщинах, то напротив — мужчины не подразумеваются. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20. С. 8, 24; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 14. С. 385, 387; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2. С. 519, хадис № 4608.
/9/ Хадис от ‘Ата ибн Ясара, св. х. имама Малика. См.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 728, хадис № 1783; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 657, хадис № 2275.
/10/ См.: Св. Коран, 12:36, 43; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20. С. 8, 15; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 14. С. 386, 408; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 572, комментарий к хадису № 839.
/11/ См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20. С. 18–20; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 14. С. 410, 411, хадисы 6993, 6994, 6996, 6997; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 658, хадис № 2281; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 988, глава № 32, хадисы № 7, 8.
/12/ См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 15 т. Т. 14, с. 416.
/13/ См.: аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, глава № 32, хадис № 3; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 657, хадис № 2275, 2296.
/14/ Подробнее об этом см. далее.
/15/ См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 658, хадис № 2279.
/16/ !См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20. С. 23.
/17/ Некоторые ученые оговаривали следующий критерий: «Мысль, идея, сон, которые от Творца, — они устойчивы, ясны. То же, что от Сатаны, — оно неустойчиво, сопровождается путаницей и несвязностью образов». См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 14. С. 417.
/18/ «Сплюнуть» имеется в виду воздухом, а не слюной. Данное действие символизирует пренебрежительное отношение к козням Сатаны и удаление от себя сатанинской скверны (сатанинского влияния). См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20. С. 10, 11; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 14. С. 396; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 573, хадис № 842.
/19/ В одном из хадисов добавлено: «...пусть встанет и помолится», то есть совершит два ракяата дополнительной молитвы. См.: аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 988, глава № 32, хадис № 3; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 661, хадис № 2296.
/20/ Хадис от Абу Катады, св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20. С. 10, 25; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 14. С. 393, 394, хадисы № 6984, 6985; Имам Малик. Аль-муватто. С. 729, хадис № 1784. В св. х. Муслима добавляется: «...и пусть поменяет положение тела». См.: аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, глава № 32, хадис № 1; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2. С. 519, хадис № 4613. См. также ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 658, хадис № 2282; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 573, хадис № 841.
/21/ См.: аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, глава № 32, хадис № 1.
/22/ См.: ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2. С. 519, 520, хадис № 4614. Эти слова Мухаммада ибн Сирина являются словами самого пророка Мухаммада, переданными Абу Хурайрой. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 657, хадис № 2275.
/23/ См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20. С. 12; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 572, комментарий к хадису № 838.
/24/ Хадис от Джабира, св. х. Муслима. См.: аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 989, хадис № 9; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2. С. 520, хадис № 4616.
/25/ Хадис от Анаса; св. х. Муслима. См.: аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 990, 991, глава № 32, хадис № 12; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2. С. 520, хадис № 4617.
/26/ Хадис от Уммы аль-‘Аля’; св. х. аль-Бухари. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20. С. 24; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2. С. 521, хадис № 4620.
/27/ Варака ибн Навфаль был набожным и религиозно грамотным человеком. До начала пророческой миссии Мухаммада являлся христианином, читал Библию на иврите и занимался переводом ее на арабский язык. Он один из первых, кто узнал о начале Божественных Откровений и подтвердил их истинность. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20. С. 7.
/28/См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 660, хадис № 2293.
/29/ Хадис от ‘Укайлийя; св. х. ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 659, хадис № 2283, 2284; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 573, комментарий к хадису № 841.
/30/ См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 574, хадис № 844.
/31/ См.: Св. Коран, 12:100, 101; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 20, с. 13.

 

Шамиль Аляутдинов

Умма.Ру

 

Вы здесь: Главная Лучшие Сон — канал связи и приема информации