Чувство вины после смерти близкого - исламский взгляд

Каждый человек осознает конечность своего существования в физическом мире и неизбежность перехода в Жизнь Вечную. Тем не менее, смерть родных или друзей всегда случается внезапно и шокирует любого из нас. Горе заставляет задуматься о многом: мы пересматриваем свое мировоззрение, пытаемся адаптироваться к жизни в новых условиях, анализируем отношения с близкими… Вспоминая об обстоятельствах смерти близкого, о невыполненных перед ним обязательствах, мы часто начинаем испытывать чувство вины...

Чувство вины - реальное и мнимое

Толковый словарь Ушакова определяет вину как «проступок, прегрешение, провинность». Слово «вина» также может означать причину чего-либо нежелательного. Если человек умышленно навредил другому существу делом или словом, если он нанес кому-либо материальный ущерб или же проявил преступную халатность, приведшую к непоправимым последствиям, он чувствует себя виноватым. То есть, признает себя ответственным за совершенное деяние, осознает его последствия и готов к извлечению урока из этой ситуации.

Странно слышать из уст психологов или людей, претендующих на звание духовных лидеров, слова о том, что чувство вины в любом его проявлении является злом. Как бы мы отнеслись к обеспеченному человеку, который не испытывает никакого дискомфорта от того, что рядом погибает голодный сосед? А к группе подростков, забивших в метро ради забавы человека другой национальности, и совершенно в этом не раскаивающихся? Какие чувства вызовет у нас зажравшийся самодовольный тип, отбирающий у сирот последний кусок хлеба, и при этом считающий себя порядочным человеком?

Совершенно очевидно, что человек, не способный испытывать чувство вины – нравственный инвалид с недоразвитой психикой. Чувство вины, появляющееся у нас после того, как мы совершили или помыслили что-то, что идет вразрез с нашими моральными ценностями - это нормальное, здоровое чувство. Оно пробуждает в нас «голос совести», указывает на необходимость покаяния и исправления ошибок, напоминает о возможности духовного роста.

Однако чувство вины далеко не всегда бывает вызвано реальным проступком. Очень часто виноватыми себя чувствуют люди, которые не совершали ничего предосудительного в отношении ныне покойного человека.

Один из видов иррациональной вины – это «вина выжившего», которую нередко испытывают те, кто сумел выжить в тяжелой ситуации – например, в природной катастрофе, стоившей жизни другим. Похожее чувство также могут испытывать, например, близкие родственники умерших, чаще всего родители и вдовы/вдовцы: они считают, что не имеют право радоваться жизни, если ребенок или супруг ушел из жизни раньше них. «Он ушел, а мы как ни в чем не бывало живем…» - такие мысли отравляют жизнь оставшихся в этом мире близких и программируют их на долгое и безутешное горевание.

Похожее чувство может возникнуть у тех, кто в течение долгого времени ухаживал за тяжелым больным и после его смерти испытал нечто вроде чувства облегчения. С одной стороны он чувствовал радость от того, что дорогой ему человек «отмучался» и перестал страдать от телесных недомоганий. Но с другой стороны, ему не дает покоя мысль о том, что он «все-таки желал ему смерти». Такой горюющий также может запретить себе радость и потом в течение долгого времени заниматься самонаказанием, лишая себя любых, даже самых невинных удовольствий.

Существует и другой вид неадекватной вины, возникающей тогда, когда человек преувеличивает степень своей причастности к смерти близкого. Приведу несколько примеров из жизни.

Мать чувствует себя виноватой в том, что не смогла спасти свою дочь от неизлечимой болезни. Ее дочь умерла в больнице от рака, обнаруженного на самой последней стадии. Однако женщина винит себя в том, что не смогла спасти дочь и на полном серьезе считает, что она могла бы выжить, если бы у нее была возможность достать какое-то чудодейственное лекарство (которого в природе не существует) или оплатить дорогостоящую операцию за рубежом. Никакие разумные доводы не убеждают мать в том, что ни оперативное, ни медикаментозное вмешательство в данной ситуации помочь не могло. В ответ она пускается в рассуждения о несправедливости и о том, что «все могло бы быть иначе», если бы… она в свое время устроилась бы на высокооплачиваемую работу и заработала больше денег, если бы 20 лет назад купила квартиру в экологически чистом районе, если бы кормила своего ребенка «правильными» продуктами и т.д. Таких «бы» со временем накапливается очень много, и женщина, не понимая того, что жизнь не терпит сослагательного наклонения, продолжает бег по замкнутому кругу своих абсурдных размышлений.

Женщина винит себя в том, что в результате сердечного приступа погиб ее муж. 43-летний А. скоропостижно скончался в своем офисе в результате сердечного приступа. Его жена считает, что она могла бы предотвратить трагедию, если бы в тот день не пустила мужа на работу. Или если бы настояла на дополнительном медицинском обследовании в хорошей клинике. По ее мнению, любящая жена непременно должна была почувствовать надвигающуюся беду и «что-нибудь сделать». Мысленно она постоянно возвращается в утро того дня, когда произошло несчастье, и пытается смоделировать ситуацию, которая могла бы спасти ее мужа от неминуемого инфаркта… Возвращение в реальность после таких «путешествий в прошлое» становятся все более и более болезненными, однако отказаться от них она не может и по каким-то непонятным причинам проживает тот день снова и снова.

Сын винит себя в смерти матери. Молодой человек, младший сын в семье из 5 человек удачно женился и скорее после свадьбы получил квартиру и переехал с семьей в другой район. Его мать, считавшая его выбор неудачным, постоянно вмешивалась в жизнь молодой семьи, что не раз приводило к серьезным конфликтам с его женой. Во время одной из ссор сын сказал матери, что будет лучше, если они будут встречаться на какой-нибудь нейтральной территории. Она это восприняла как оскорбление и ушла, сказав на прощание: «Ну, вот я и дожила до дня, когда собственный сын выгоняет меня из дома». Через неделю после этой сцены мать погибла в ДТП. Само собой разумеется, что ссора с сыном и ДТП никак не связаны друг с другом, однако сын, вопреки здравому смыслу, винит себя в смерти матери.

Что же объединяет все эти, в общем-то, совсем разные случаи? А то, что во всех трех историях люди пытаются взять ситуацию под контроль и отрицают невозможность своего влияния на обстоятельства, которые стали причиной смерти близкого человека. Ни женщина, которая потеряла дочь, ни вдова, ни сын погибшей в ДТП матери – никто из них даже не допускает мысли о том, что несчастный случай мог произойти независимо от их воли и желания. 

Аналогчиные проблемы испытывают и те, для кого характерен «магический» тип мышления. Известный специалист по работе с горюющими Сергей Шефов так пишет об этом: «Если человек иной раз жалел в душе, что связал жизнь со своим супругом, и думал: «Хоть бы он куда-нибудь исчез!», то потом, если супруг вдруг действительно умрет, ему может казаться, что его мысли и желания «материализовались», и тогда он будет обвинять себя в случившемся. Горюющий также может считать, что своим дурным отношением к родственнику (придирками, недовольством, грубостью и т. д.) спровоцировал его заболевание и последующую кончину. А если ему еще случается услышать от кого-либо упрек типа «это ты загнал его в могилу», то тяжесть вины возрастает».

Если человек считает себя верующим, то ему в данном случае необходимо проанализировать ситуацию и попытаться сопоставить ее со своим верубеждением. В исламе предопределенность судьбы является одним из догматов веры. Человек, полагающийся на волю Божию, принимает все, что случается с ним. Он может не понимать причин случившегося, но он доверяет Богу и верит в его Промысел, поэтому смиряется перед Его волей. «Когда к ним приходит испытание горем, они говорят: "Мы принадлежим Аллаху и, поистине, лишь к Нему мы возвратимся». (Сура «Аль-Бакара», 2:156)

 

Хроническое чувство вины

К сожалению, нередки случаи, когда ни на чем не основанные угрызения совести переходят в хроническую форму. Психологи в данном случае указывают на возникновение «невротической вины», которая по внешним признакам может очень напоминать здоровое чувство, свойственное высоконравственным людям, ведущим напряженную духовную жизнь.

Одним из отличительных свойств патологического горевания является нежелание человека выходить из своего тяжелого состояния. При этом он может утверждать, что борется со скорбью, хочет вернуться к нормальной жизни и т.д. Но все это будет декларироваться только на словах. В реальности же он будет сопротивляться попыткам привести его в чувство, будет культивировать печаль и всеми средствами поддерживать в себе состояние уныния.

Другой характерной чертой невротика является паническая боязнь оказаться не на высоте. Он как бы старается обезопасить себя от критики, раскритиковав себя прежде, чем это сделают другие. Такой горюющий начинает каяться при каждом удобном случае и рассказывать о своей вине перед умершим всем, кто готов его слушать. На первый взгляд может показаться, что перед нами совестливый человек, который очень глубоко переживает и очень остро чувствует свою вину. Однако на самом деле «публичное раскаяние» может говорить совсем о другом. Например, о том, что горюющий испытывает недостаток внимания и, рассказывая о своих душевных переживаниях, собирает нужную ему аудиторию. Люди, как правило, терпеливо выслушивают такие излияния и стараются утешить страдальца. Они готовы составить ему компанию ночью, когда «очень плохо». Они проводят с ним все выходные и праздники, они предлагают ему помощь в выполнении домашней работы, уходе за детьми и т.д. То есть, делают все ради того, чтобы облегчить страдания и дать человеку возможность восстановиться после сильного эмоционального потрясения.

Конечно, такую помощь необходимо оказывать на начальных этапах горевания. «Свежему» горюющему необходимо выговариваться, получать от окружающих сочувствие. Однако, если человек спустя месяцы продолжает эксплуатировать своих помогающих таким образом, значит речь уже идет не о добровольной помощи, а о возникновении психологической зависимости и получениях вторичных выгод (часто неосознаваемых самими горюющими). Такие манипуляции необходимо прекратить.

Страдающий от невроза горюющий может опасаться, что рано или поздно окружающие все-таки найдут повод для критики его отношений с умершим. В их поведении он отыскивает симптомы, знаки, которые могут подтвердить наличие «тайных намерений». Он также может неверно толковать слова и действий родных, друзей, коллег и пр. Например, в обычном выражении соболезнования невротик нередко усматривает скрытый подтекст, указывающий на его недостатки. В дальнейшем это может привести к тому, что он попытается переложить свою вину (реальную или мнимую) на других людей.

Очень часто горюющие начинают идеализировать своего близкого, отношения с ними и на этом фоне этого идеализированного представления об умершем они начинают чувствовать свою неполноценность, обвинять себя в совершенно нелепых вещах. Этот вид чувства вины указывает, скорее всего, на то, что утрата запустила в человеке разрушительную «программу», которая была сформирована в нем задолго до кончины близкого. С такого рода проблемами лучше всего разбираться вместе со специалистом.



Депрессия

Хроническое горевание обычно сопровождается чувством подавленности, которое может привести к унынию. У людей, находящихся в таком состоянии, могут наблюдаться различные соматические расстройства, могут возникать мысли о невозможности адаптации к жизни в новых условиях. Иногда горюющие жалуются на то, что у них появляются навязчивые мысли о самоубийстве.

Мысли о суициде верующий обязан сразу же табуировать, так как самоубийство в исламе (а также в других авраамических религиях - христианстве и иудаизме) считается тяжелейшим преступлением перед Богом и людьми. Самоубийца, совершивший насилие над своим телом, не прекращает своего существования, не избавляется от душевной скорби, а переносит все свои мучения (и мучения эти многократно усиливаются!) в Вечность.

В авторитетных сборниках священных преданий Бухари и Муслима приводится хадис: «И кто бы ни убил себя железным оружием, тогда железное оружие останется в его руке, и он непрерывно будет наносить им удар себе в живот в огне ада, вечно». «Спрыгнувший с высоты будет вновь и вновь падать в самую бездну преисподни».

Абу Дауд в своем сборнике также приводит такое высказывание пророка: «В давние времена жил на свете человек, которой страдал от тяжелого заболевания. Болезнь истощила его терпение, и взял он нож, и перерезал себе запястье, и истек кровью до смерти. И сказал на это Господь: «Раб мой ускорил свой конец, нет ему пути в рай».

Исламские богословы призывают бороться с подавленным состоянием духа и не поддаваться сиюминутным настроениям. В критических ситуациях, когда человек чувствует, что не в состоянии справиться со своими эмоциями, следует обратиться к врачу. Опытный специалист поможет справиться с тяжелым состоянием, при необходимости назначит лекарства.

Ну, и, конечно же, в трудные моменты жизни следует с особым вниманием относиться к религиозной практике, которая, несомненно, является одним из лучших средств борьбы с упадком душевных сил. Терпение (сабр), покаяние (тауба) и искренняя молитва помогут преодолеть скорбь и выбраться из самой глубокой ямы отчаяния.

Всевышний говорит:

«O вы, кoтopыe yвepoвaли, будьте терпеливыми и состязайтесь в терпении, бyдьтe cтoйкими и бoйтecь Aллaxa, – мoжeт быть, вы обретете спасение!» (Сура «Аль-Имран», 3:200)

«Ищите подмогу в терпении стойком и молитве». (Сура «Аль-Бакара», 2:45)

Терпение-сабр в исламе рассматривается не просто как добродетель, но как одна из форм поклонения. В суре «Ступени» Аллах говорит: «Терпи же благоговейно». (70:5). То есть, человек, который терпит ради Аллаха и надеется на Его милость, тем самым подтверждает искренность своей веры. И нет никакого сомнения в том, что его жертва будет вознаграждена сторицей.

Сам Господь обещает это:

«Истинно, Мы испытываем [людей] и долей страха, и голодом и убытками в имуществе, потерей людей и плодов. Ты возвести благую Весть тем, кто терпеливо стоек в вере». (Сура «Аль-Бакара», 2:155)

«Мир вам за то, что вы были терпеливы». И как прекрасен итог (земной) обители!» (Сура «Ар-Ра,ад», 13:24)



Покаяние

Существует еще одна серьезная проблема, с которой сталкиваются многие горюющие. Очень часто люди, чувствующие себя виноватыми, жалуются на то, что они вроде бы и раскаялись во всех дурных деяниях, но чувство вины по-прежнему отравляет им жизнь. В таких случаях, как правило, речь идет неправильно понимаемом раскаянии, которое выражается, в основном, в угрызениях совести и самобичевании. Человек, «застрявший» в таком состоянии, забывает о том, что раскаяние – это не только признание своей вины, но и принятие на себя чувства ответственности за совершенный проступок. Грош цена раскаянию, которое не выливается в реальное действие. Если мы на самом деле в чем-либо провинились перед умершим, нам надо не только признать, но и постараться искупить свою вину.

Как это сделать? Если бы речь шла о живом человеке, то все было бы более или менее понятно. У живого можно попросить прощения, живому можно возместить материальный ущерб. Но ведь покойному деньги уже не нужны, да и извинения наши для него уже, так сказать, не актуальны… Что может сделать, например, виновник аварии для человека, которого он по неосторожности сбил насмерть? Допустим, человек, скончавшийся в результате аварии, был отцом семейства, которое теперь осталось без средств к существованию. Виновник трагедии может предложить этой семье материальную помощь, которая поможет вдове и детям выжить после случившегося несчастья. Конечно, компенсация в данном случае будет очень условная, так как никакие деньги не заменят женщине мужа и детям отца. Может случиться и так, что семья вообще не примет помощи от человека, который стал причиной смерти их близкого. Хотя и в этом случае виновник аварии все же может попытаться помочь семье пострадавшего через других людей или благотворительные организации. Ибо тайная помощь ценится гораздо выше помощи явной, об этом говорится в хадисе, который приведен в сборнике Бухари: «Всевышний укроет в тени Своей тех, кто подаёт милостыню тайно: так, что его левая рука не знает, сколько тратит правая» (Бухари, 660).

Собственно говоря, в этой ситуации важна не столько реакция родственников потерпевшего, сколько намерение (ният) водителя. Твердое решение о помощи поможет ему «материализовать» раскаяние и подтвердить его реальным действием.

Итак, человек, который преступил границы дозволенного, совершил греховное деяние или имел дурные помыслы, должен вынести урок из случившегося, постараться искупить свою вину и впредь воздерживаться от повторения своих ошибок. Иногда в ответ на это можно услышать: «Да, ему-то хорошо – получил урок и живет себе дальше, как ни в чем не бывало. А ведь умершего человека уже не вернуть». Если в голову приходят такие мысли, то необходимо вспомнить о том, что без позволения Всевышнего ни один волос не может упасть с головы человека:

«Аллаху известно всё, что на суше и на море, и ни один лист не упадёт без Его знания, и ни одно зерно не упадёт в лоно земли, и нет былинки ни свежей, ни сухой, о которой Он, Всеведущий, не знает». (6:59)

«Он (Бог) - Тот, Кто жизнь дает и назначает смерть» (Сура "Аль Му`минун", 23:80)

Водитель, явившийся причиной аварии, конечно же, не случайно оказался в такой ситуации. Эта авария является для него экзаменом, который он может сдать на удовлетворительную или даже на отличную оценку, но может и с треском провалить. Для пострадавшего в аварии человека данная ситуация – тоже испытание и, конечно же, этот человек тоже не просто так оказался именно в этом месте, и именно в тот час, когда по дороге ехал невнимательный водитель. Никто из них не мог изменить обстоятельств, в которых они оказались.

Чем еще можно искупить проступок перед человеком, которого уже нет в живых? Конечно же, тем, что сейчас больше всего требуется людям, покинувшим этот мир - молитвой, милостыней и делами милосердия. Пророк Мухаммад (мир ему) сообщил нам, что со смертью заканчиваются все земные дела человека, кроме трех: милостыни (и дел милосердия), полезного людям знания и праведных детей, которые молятся за них (хадис, переданный имамом Муслимом от Абу Хурайры).

Подавая милостыню и совершая от имени умершего добрые дела, мы тем самым в определенном смысле продолжаем его жизнь в этом мире, позволяя зарабатывать себе аджр (награду) для мира следующего.



Определение границ влияния и принятие ответственности

С чувством вины, которое появилось вследствие реального проступка, все более или менее ясно – его необходимо превратить в действие, трансформировать в созидательную работу души. Но, что же следует делать с виной иррациональной?

Как мы уже выяснили, гипертрофированное, ни на чем не основанное чувство вины, может быть вызвано желанием сохранить иллюзию контроля над своей жизнью. А это желание, в свою очередь, свидетельствует о переоценке собственных сил, и, конечно же, об отсутствии смирения перед волей Всевышнего. Высокомерие, наполняющее нас уверенностью в своем могуществе, чувством превосходства – это ни что иное, как гордыня.

Очень точное определение этому пороку дал Лев Николаевич Толстой: «Гордыня обычно понимается как высокомерие, надменность, свойство человека ставить себя выше всех и признавать правомерность только своей позиции. Это слепое поклонение себе, самовосхваление, чрезмерное себялюбие, когда своё Я неуемно растёт, и самооценка оказывается непомерно завышена».

Гордыня скрывает от человека реальность и заставляет его жить в соответствии с принципами, которые не имеют ничего общего с реальностью. В исламе это состояние (араб. «кибр») считается греховным. В Коране и хадисах можно найти огромное количество напоминаний о печальной участи гордецов. Пророк (мир ему) говорил: «Не войдет в рай тот, кто имеет в сердце даже ничтожную часть гордыни».

Опасность заболевания гордыней (а гордыня есть ни что иное как духовная болезнь) заключается в том, что она может принимать самые причудливые, и даже скрытые формы. А, как известно, скрытое течение болезни представляет собой огромную опасность, так как мы считаем себя здоровыми и даже не задумываемся о лечении.

Проверить себя на наличие скрытой в недрах души гордыни очень легко. Зададим себе вопрос: «Способен ли я ПОЛНОСТЬЮ контролировать свою жизнь и влиять на события в ней происходящие?». Если ответ утвердительный, значит, мы не в состоянии определить границы своей ответственности, преувеличиваем свою значимость и пытаемся взять на себя слишком много.

Трезвомыслящий человек понимает, что он не в состоянии отвечать за обстоятельства своей жизни, за события, которые происходят помимо Его воли. Вера в Предопределение, в Божий Замысел о нас самих является неотъемлемой частью веры мусульманина, поэтому вывод о необходимости смирения перед Волей Всевышнего - единственный логический вывод, который может сделать человек, размышляющий о своих полномочиях.

Основатель одного из мазхабов, исламский теолог имам Шафии в ответ на вопрос о Божественном Предопределении ответил такими стихами:

Пускай мне это не угодно,
Свершится то, чего Ты хочешь,
То, что угодно мне, случится,
Лишь если Ты того захочешь.


Однако нам не стоит слишком углубляться в эту тему, потому что мы рискуем забраться в область, недоступную человеческому пониманию. Основатель другого мазхаба - имам Абу Ханифа посоветовал одному из слишком любопытных прихожан, который все время пытался вызвать его на разговор о Промысле Божием, следующее: «Разве ты не знаешь, что тот, кто пытается постичь предопределение, подобен смотрящему на солнечные пятна. И чем больше он смотрит, тем больше приходит в смятение» «Калаид Укуд аль-Акйан» (каф –77–ба).

Учитывая написанное выше, мы можем сделать еще один вывод о том, что человек, верящий в существование Божьего Промысла и Предопределение, но, тем не менее, пытающийся контролировать вокруг все и вся, верит только умом. Его вера слишком интеллектуальна, на душевном уровне она пока еще не усвоилась. Для того чтобы исправить ситуацию, надо признать, что человек – существо с ограниченными возможностями. Мы не можем контролировать жизнь, не можем предугадывать события. Соответственно, мы не несем ответственность за то, что произошло помимо нашей воли. Но мы отвечаем за свой выбор, за свои реакции и эмоции (которые, в свою очередь, влекут за собой ряд тех или иных действий).

В сборниках Бухари и Муслима приводится хадис, в котором рассказывается о случае с пророком (мир ему), который однажды, проходя через кладбище, увидел плачущую женщину и сказал ей: «Побойся Бога, будь терпелива». Женщина, не подозревавшая, что это говорит сам пророк Мухаммад, вскрикнула: «Отойди от меня! Ты не испытал такого горя, которое постигло меня». Сподвижники возмутились и сказали: «(Ты что наделала?) Ведь это же сам пророк!». Женщина тут же подошла к нему и сказала: «Я не узнала вас». На что пророк ответил: «(Принятый Всевышним) Сабр (это тот, который) проявляется в первые минуты несчастья».

Если горюющий, вместо того чтобы поразмыслить о смысле жизни и искренности своей веры, попытается воссоздать иллюзию своего всемогущества, или – еще хуже – обвинит во всем «несправедливую жизнь» (а это, между прочим, разновидность обвинения в адрес Бога!); если он будет проводить все свое время бесполезных сетованиях и бесплодных фантазиях об изменении прошлого - это ни на шаг не приблизит его к решению задач горя и заберет последние силы, которые дОлжно потратить с пользой для себя и других (в том числе и умерших) людей.

После смерти близкого мы испытываем боль утраты, скорбим об ушедшем родном, любимом человеке. Это нормально, ибо остаток нашего пути в этом мире мы будем идти уже без него. Разлука всегда очень болезненна, но горюя, человек верующий должен помнить и о том, что жизнь в ее истинном смысле не оканчивается физической смертью, и что нас ожидает скорая встреча с близкими в Вечности. Конечно, при условии, что мы проживем эту жизнь так, чтобы заслужить себе право на эту встречу.

Ислам отводит на траур определенный срок, после чего человек должен возвращаться к нормальной жизни и выполнять свои обязанности в семье и обществе. А это можно сделать только при условии, что человек принял и осознал свою утрату и адаптировался к жизни в новых условиях.

Известные исламские богословы сравнивали жизнь с путешествием, а человека – с путником, преодолевающим препятствия и невзгоды на своем пути ради того, чтобы однажды вернуться на Родину. Какие бы препятствия не встречались человеку на этом пути, он должен преодолевать их и идти вперед. Мусульманин верит в то, что из любой ситуации – как хорошей, так и плохой – можно извлечь урок и двигаться дальше, по направлению к своей главной цели – жизни в Вечности. До нас дошли замечательные слова пророка Мухаммада (мир ему), который как нельзя лучше охарактеризовал положение верующего человека в кризисной ситуации: «Удивительно положение верующего! Поистине, всякое его положение для него во благо, и это не дано никому, кроме верующего: если его постигнет радостная весть, он благодарит Всевышнего и это ему во благо. А если его постигнет несчастье, он терпит во имя Аллаха и это тоже ему во благо!».

 

Ольга Николаевская

© Ahirat.Ru

Вы здесь: Главная Помощь Чувство вины после смерти близкого - исламский взгляд