Влияет ли молитва за усопшего на его состояние в загробном мире?

Ответ на вопрос о том, могут ли живые молиться за умерших, и как молитва, милостыня и дела милосердия могут повлиять на состояние покойного в загробном мире.

Оценить важность и благостность влияния молитвы на состояние усопшего можно посредством следующего хадиса. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если над мусульманином совершат погребальную молитву сорок человек, не приписывающих что- или кого-либо в сотоварищи Господу, [то есть истинно верующих], то будет [через их присутствие и свидетельствование веры его, посредством участия в погребальной молитве над ним] прощено ему [то есть Аллах простит ему прегрешения, но, безусловно, в меру желания Его и мудрости]» (хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Муслима).  

Если же в вопросе под словом «молитва» подразумевается мольба-ду‘а, прошение, то в таком случае мнение исламских богословов единодушно, что мольба-ду‘а за покойных полезна для них и благодать от нее доходит до умерших.

 

Вопрос: В Священном Коране есть слова о том, что в мире вечном человеку вернется только то, что было совершено лично им. Однако мы знаем, что у мусульманских народов существует немало обычаев совершения благого от имени умершего (например, чтение Корана или угощение людей). Как это следует понимать?

 

Ответ: Мнение исламских богословов едино, что мольба-ду‘а за покойных полезна для них и благодать от нее доходит до умерших /1/. 

 

В Священном Коране сказано: «Те [верующие], которые придут после них [тех, кто уже ушел из жизни], говорят, [молясь за себя и покойных]: «О Господи! Прости нас и верующих братьев наших, что были до нас» (Св. Коран, 59:10).  

 

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) не раз молился за мертвых: «О Аллах, прости прегрешения живым из числа нас и умершим». Супруга Пророка, ‘Аиша, передавала, что посланник Господа часто отправлялся в конце ночи на мединское кладбище и просил у Всевышнего помиловать покоящихся там, простить прегрешения их /2/.

 

В Священном Коране сказано: «И человеку не будет ничего [в День Суда], кроме как совершенное им [в земной жизни]» (Св. Коран, 53:39) /3/.

 

Так как, согласно исламским канонам окончательное заключение и вывод могут делаться только на основе анализа и сопоставления первоисточников, обратимся к другим аятам и хадисам, комментирующим и конкретизирующим приведенный выше 39-й аят 53-й суры.

 

Однажды ‘Умар спросил у Пророка о своем отце, который при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но сделать этого не успел: «Могу ли я принести в жертву пятьдесят верблюдов от имени моего отца?» Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Отцу твоему, если он верил в Единственность Бога, помогут твой пост и твоя милостыня от его имени» /4/.

 

Как-то раз к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) пришел мужчина и спросил: «Мой отец умер и не оставил завещания. Будет ли ему какая-то польза, если я совершу от его имени благое деяние?» Пророк коротко ответил: «Да» /5/.

 

Один человек обратился к посланнику Господа: «Моя мать скоропостижно скончалась. И мне кажется, что если бы она имела возможность что-то сказать перед смертью, то попросила бы совершить благие деяния от ее имени. Если я сделаю это, будет ли ей от этого польза?» Пророк ответил: «Да» /6/.

 

Эти и несколько других достоверных хадисов указывают на то, что усопшие вознаграждаются, находясь в загробной жизни (барзах), за благие деяния, совершаемые детьми от их имени, что уже частично ограничивает широту смысла упомянутого аята.

 

Относительно тех, кто не является родственником умершего, но хочет от его имени совершить благое, известный богослов аш-Шавкяни пишет: «Воистину, человек имеет право сделать намерение передать вознаграждение за благое деяние в пользу другого человека, независимо от того, является ли это молитвой или постом, милостыней или паломничеством, чтением Корана или чем-либо иным из благих дел, и независимо от того, приходится ли он умершему родственником или нет. Это вознаграждение (саваб) дойдет до покойного (по милости Творца) и будет полезно ему, — считают богословы всех четырех суннитских мазхабов... У богословов-шафиитов были некоторые разногласия относительно чтения Корана от имени покойного, но основным (мухтар) является мнение, что это возможно. Необходимо только, чтобы прочитавший суры Корана и просящий у Всевышнего вознаградить покойного был уверен в возможности этого, так как в любой мольбе-ду‘а должна присутствовать уверенность, что Господь, если пожелает, может принять любую мольбу в соответствии с Его всезнанием и мудростью» /7/. 

 

/1/ См.: Аль-‘Айни. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 434; ан-Навави Я. Аль-азкяр ан-нававия. С. 278.

/2/ См.: Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т. 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 40, 41, хадис № 974.

/3/ Некоторые ученые говорили, что под словом «человек» подразумевается неверующий, который получит из хорошего только то, что заслужил лишь в этой жизни. Также добавляют: «На основе справедливости Творца человек получит только то, что заслужил. Но есть еще и безграничная милость Господа».

/4/ Хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада.

/5/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа.

/6/ Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима.

/7/ См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 99–102.

 

Шамиль Аляутдинов

Умма.Ру

Вы здесь: Главная Помощь Влияет ли молитва за усопшего на его состояние в загробном мире?