Помощь родителям после их смерти

Ислам предписывает почитать своих родителей не только при жизни, но и после их смерти.  Это основано на хадисе, выведенном Абу Даудом, Ибн Маджой и Ибн Хиббаном от Аби Усайда ибн Рабиа, он сказал: «Однажды, когда мы находились у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), к нему пришел какой–то человек из племени Бану Салима и спросил его: «О посланник Аллаха, могу ли я каким–нибудь образом проявлять почтительность по отношению к моим родителям и после их смерти?» Он сказал: «Да, если будешь молиться за них, просить у Аллаха прощения для них, выполнять их обещания после их кончины, поддерживать родственные связи с теми людьми, с которыми ты связан только через своих родителей, и оказывать уважение их друзьям»». (Рияз Салихин).

Этот хадис говорит о совершении добрых дел и повиновений, которые совершают живые, и ставит вопрос: получают ли пользу от них умершие и достигает ли их награда или нет? Несомненно, что в этом вопросе ум человека не может быть самостоятельным в суждении, понимании и принятии решения и поэтому первое место в этом вопросе занимает Коран и сунна…  

Существует ряд дел, которые совершал умерший до своей смерти, которые оставляют след и несут с собой награду и после кончины этого человека. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда умирает человек, то прекращаются его деяния, кроме трех: постоянной милостыни, полезного знания, и праведного ребенка, который молится за него». Передал этот хадис имам Муслим от Абу Хурайры.  

Постоянная милостыня — эта милостыня, которая оставляет свои следы, как рытье колодца, из которого люди будут пить воду, посадка деревьев, тенью и плодами, которых будут пользоваться люди.  

А знание, которое приносит пользу — это слово или обучение или сочинение из которых люди получают пользу. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто установил хороший обычай, то ему за него награда и награда подобное тому, кто совершит его после него и не уменьшиться награда их обоих ни в чем». Передал Муслим от Джарира.  

Ну, а праведный ребенок, который молится за своих родителей, в действительности, является тем, что они заработали, потому, что оба родителя являются явными причинами его существования и он записан в их свитках (книгах дел).  

Смыслом этого хадиса не является полное перечисление того, что приносит пользу умершему после его смерти. Имеются и другие деяния, о которых имеется множество других хадисов. Среди них хадис переданный ибн Маджой с хорошей цепью передатчиков, Байхаки и ибн Хузаймой в своём «сахихе» от Абу Хурайры: он сказал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, из того, что принадлежит верующему из его дел и хороших поступков после его смерти — это знание, которое он передал другим и распространил, праведный ребенок, оставленный им после себя, Книга, завещанная им, мечеть, построенная им, речка, которую он провел и милостыня, данная им из его денег. И все это сделанное им, будучи живым и здоровым будут принадлежат ему и после его смерти».  

Передается от Анаса ибн Малика, что он сказал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Семь вещей идут к рабу после его смерти, когда он в своей могиле — кто обучил знаниям или провел речку, или вырыл колодец или посадил пальму или построил мечеть или завещал Книгу или оставил после себя сына, который испрашивает ему прощение после его смерти». (Передали хадис Аль–Базар и Абу Нуайм в «аль–Хулья» и сказал: Этот хадис гариб от хадиса Катады, Абу Нуайм был единственным, кто передал его от Азрами, и передал Байхаки, и сказал: Мухаммад ибн Абдуллах Аль–Азрами слабый, и эти два хадиса не противоречат хадису Муслима от Абу Хурайры так как постоянная милостыня включает в себя, то что передано в тех двух хадисах).  

Имам Суюти упорядочил эти вещи в стихотворном виде и сказал:

Когда умрёт сын Адама, то не найдут из деяний его кроме десяти;
Наука, переданная им, мольба сына, посаженая пальма и постоянная милостыня,
Наследование Книги, построенный мост, вырытый колодец и проведённая речка,
Дом, оказавший приют незнакомцу и помещение для вспоминания Аллаха,
И обучению Благородного Корана и прими их всех из перечисленных хадисов.  

Все эти деяния из тех деяний человека, которые были сделаны до его смерти, а что касается деяний, которые он не совершал, но уже другой совершил за него, то здесь появляется вопрос, получает ли пользу от этого умерший или нет?  

Существуют некоторые виды добрых деяний, как милостыня, пост, паломничество, мольба (дуа) о которых в Коране и сунне имеются достоверные тексты, указывающие, что всё это приносит пользу умершему. Имеются и такие виды, в которых есть разногласия: молитва и чтение Корана.

----------------------------------------------------------------------------

Основа разногласия состоит в том, что одним из свойств исламской общины является то, к чему они стремились и то, к чему стремились для них, а тем общинам, которые были до исламской уммы, не было свойственно кроме того, к чему стремился каждый из них, как об этом сказал Икрима. Передали Ибн Абу Хатим и другие.  

Что касается аята, где Аллах говорит: «Человек получит только то, к чему он стремился» (Сура ан–Наджм 39), на этот аят существует большое количество ответов, кто хочет, может посмотреть в книгу «Мавахиб ал–ладунийя» имама Касталяни.  

Один из ответов, что этот аят отменён, как передал об этом Ибн Аббас, другим аятом: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний…» (Сура ат–Тур 21). Этим ребёнок оказывается на весах его отца, и Аллах дарует заступничество отцам за своих детей и детям за своих отцов, а доказательство тому аят Корана: «…Ваши родители и ваши дети — вы не знаете, кто из них ближе и приносит вам больше пользы…» (Сура ан–Нисаъ 11).

Второй из ответов, что аят «Человек получит только то, к чему он стремился» касается только неверного, а верующему принадлежит и то, к чему стремился другой за него. Имам Куртуби сказал, что имеется много хадисов, указывающих на это мнение и что до верующего доходит праведное деяние другого и что имеется несколько достоверных сообщений, подтверждающих это, как например, пост близких за умершего и совершение хаджа за другого человека, а также раздача милостыни за умершего.  

Некоторые толкователи Корана сказали, что в этом аяте «человек» — имеется в виду Абу Джахль или Укба бин Абу–Муайт или Валид ибн Мугира.  

Другие толкователи сказали, что в этом аяте «человек» — имеется в виду живой человек, а не мёртвый.  

Правильное мнение — это то, что данный аят всеобщий и касается всех упомянутых ответов и мнений.  

Вот на этой основе и разошлись во мнениях учёные по поводу добрых деяний, которые совершает человек, чтобы принести этим пользу умершему.  

Имам Ибн Кудама упоминает в своей книге «аль–Мугни», что имам Ахмад бин Ханбал сказал: «Все благое достигает умершего, как об этом пришло в текстах, и потому как мусульмане собираются во всех городах, читают Коран и даруют своим умершим и никто этого не отрицает и это стало единогласным решением имамов».  

В книге «Муъджам аль–мугни» пришло, что любое доброе деяние совершаемое живым и вознаграждение за это, которое он дарует, достигает умершего и приносит ему пользу, ИншаАллах.  

Ибн Кайим сказал: «Поклонение делится на две части — на физическое и материальное и Законодатель указал на достижение награды за милостыню как достижение награды и за все остальные виды материального поклонения, и указал достижение награды за пост как достижение награды и за все остальные виды физического поклонения, а также, сообщил о достижении награды за хадж, который связан с материальным и физическим видами поклонения. И все три вида утверждены текстами».  

А что касается других ученых, кроме имама Ахмада, то у них своё мнение о принятии этих добрых деяний и их пользе умершему. Благо в том, чтобы мы разъяснили каждый пункт по отдельности, что пришло о совершении добрых деяний в Коране и сунне и во мнениях учёных, а также, что могут сделать живые для умерших.

------------------------------------------------------------------------------------

Как мы писали, у других ученых, кроме имама Ахмада, имеется свое собственное мнение о принятии добрых деяний и их пользе для умершего. Благо в том, чтобы мы разъяснили каждый пункт по отдельности, что пришло о совершении добрых деяний в Коране и сунне и во мнениях ученых, а также, что могут сделать живые для умерших.  


Молитва

Есть мнение, что награда за общеизвестную в шариате молитву (салят), доходит от живого к умершему. Мнение это основано на хадисе, переданном от Даракутни: «Поистине, из благочестия к родителям после смерти — это совершение молитвы за них/над ними вместе с твоей молитвой и соблюдении поста за них вместе с твоим постом». (Найль Аль–Автар)  

Сообщается от Ибн Умара, что он приказал тому, чья мать умерла и за ней остался долг–молитва, совершить молитву за нее. Примерно то же самое рассказал и Ибн Рахавайхи.

Ученые сравнили молитву с дуа, милостыней и паломничеством.  

Имам Шафии считает, что награда за молитву не достигает умершего.  

Слова «…молитвы за них/над ними…», которые пришли в хадисе не должны обязательно означать общепринятую молитву, это может означать и молитву джаназа, следовательно, получается, что смысл слова молитва в этом хадисе меняется в зависимости от употребления частиц "над" и "за" родителей, как в словах Всевышнего, запрещающих пророку (да благословит его Аллах и приветствует) совершать молитву джаназа над лицемерами/за лицемеров: «Никогда не совершай намаз над кем–либо из них/за кого–либо из них и не стой над его могилой…» (Сура Тауба, аят 84), Одни толкователи считают что здесь речь идет о молитве, а другая часть ученых говорит, что Аллах запретил делать дуа за них, будь то в молитве–джаназа или в другой молитве.  

Также может быть, что слова «…молитвы за них…» означают мольбу (дуа) за них. Здесь тоже мы видим переход смысла при употреблении частицы ("аля" — над/за), как примером тому являются слова Всевышнего: «Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы — успокоение для них…» (Сура Тауба, аят 103), т. е. проси (делай дуа) Аллаха за них, чтобы Он увеличил им благо вознаграждением за уплаченный ими закят, и делая приятное для их душ.  

Имеется множество аятов, в которых находится переходность смысла с употреблением частицы ("аля" — над/за). Очередной пример этому слова Всевышнего: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют (здесь в арабском языке употреблена частица "аля" — за) Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте (и здесь в арабском языке употреблена частица за) его и приветствуйте миром». (Сура Аль–Ахзаб, аят 56). Благословление Пророка — это милость от Аллаха, просьба о прощении грехов от ангелов и мольба (дуа) от верующих, как об этом сказали ученые.  

Часть ученых склонилась к тому мнению, что слова «…молитвы за них…» имеет значение дуа, мольба за них, опираясь на то, что пришло в передаче имама Бухари в его книге «Адаб аль–Муфрад» ограниченное мольбой (дуа) и без упоминания молитвы (салят). 

Пост (Сыям)

В четвёртой части книги «Найль аль–автар», имеется хадис от Ибн Аббаса, который находится в книгах имамов Бухари и Муслима, что одна женщина сказала: «О, посланник Аллаха, поистине моя мать умерла, и она дала обет держать пост. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Как ты думаешь, если бы на твоей матери был долг, который ты вернула, считалось бы это оплаченным за неё?» Она сказала: «Да». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тогда постись за свою мать».  

Имамы Муслим, Абу Дауд и Тирмизи передали в хадисе от Бурайды, что женщина сказала пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «На моей матери был долг месяц поста, поститься ли мне за неё?» Он сказал: «Постись за неё».  

В тех же источниках имеется хадис, переданный от Аишы (да будет доволен ею Аллах): «За того, кто умер, не возместив поста, должен поститься его ближайший родственник».  

Также чуть выше, где рассказывается о молитве, приводится хадис от имама Даракутни о молитве и посте, и все эти хадисы являются доказательствами законности данных дел.   


Паломничество (Хадж)

Однажды к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришла женщина из Джухайны и сказала: «Моя мать дала обет совершить хадж. Однако она скончалась, так и не совершив паломничества. Могу ли я совершить хадж за нее?» Он сказал: «Конечно же, соверши хадж за нее. Скажи, если бы у твоей матери был долг, стала бы ты выплачивать его? Посему выполни ее обязательство перед Аллахом, ведь долг перед Аллахом еще более заслуживает того, чтобы его выплатили». Этот хадис передал имам Бухари от Ибн Аббаса.  

Также пророк (благословит его Аллах и приветствует) повелел Абу Разину совершить хадж и умру за своего отца.

Еще одна женщина спросила посланника Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) о своём отце, который умер и не совершил хадж, на что он ей ответил: «Соверши хадж за твоего отца».  

Более того, пророк (благословит его Аллах и приветствует) побуждал к этому. Передается от Зайда бин Аркама, что пророк сказал: «Когда человек совершает паломничество за своих родителей, это принимается от него, за него и за его родителей, и обрадуются их души на небе, а он у Аллаха записывается, как благочестивый».

Также передается от Ибн Аббаса, что пророк (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто совершит паломничество за своих родителей или заплатит за них долг, будет воскрешен в День суда вместе с благочестивыми».

В другом хадисе от Джабира говорится, что посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто совершит хадж за своего отца или мать, и он совершил за себя хадж, ему за это будет достоинство десяти паломничеств».


Все эти хадисы передал имам Даракутний (см. в книге «аль–Мугъни» имама Ибн Кудамы).  

Все это указывает на то, что умерший получает пользу от паломничества другого человека за него, однако ученые сказали, что условием совершения хаджа человеком за умершего, является совершение хаджа человеком за себя в первую очередь. Ученые использовали в качестве доказательства то, что передали имамы Ахмад, Абу Дауд и Ибн Маджа от Аббаса, что посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) услышал как один человек сказал: «Вот я перед Тобой за Шубруму». Пророк (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто такой Шубрума?» Он ответил: «Мой близкий». Пророк сказал: «Ты когда–нибудь совершал хадж?» Он ответил: «Нет». Пророк сказал: «Сделай этот (хадж) за себя, а потом соверши хадж за Шубрума». Цепочка передатчиков этого хадиса достоверная (см. в книге «аль–Мугъни» имама Ибн Кудамы).

Милостыня (садака)

Милостыня за умершего является узаконенным шариатом поступком, о котором пришло множество достоверных хадисов. Имам Навави сказал, что ученые единогласны в том, что милостыня приносит пользу умершему и награда за нее достигает умершего, и нет разницы кто пожертвовал милостыней за него, его сын или другой человек. В хадисе говорится, что один человек сказал пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине мой отец умер и оставил после себя имущество, и не оставил завещания, простится ли ему, если я дам милостыню за него?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да». Этот хадис передали имамы Муслим, Ахмад и другие от Абу Хурайры.  

В другом хадисе от Анаса передается, что Саъад пришёл к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «О, посланник Аллаха, моя мать скончалась и не оставила завещания, принесёт ли ей пользу если я дам милостыню за неё?» Он сказал: «Да и сделай так, чтобы это была вода». Хадис передал имам Табарани в книге «аль–Авсат» и передатчики этого хадиса являются из тех, кого приводят в доказательство в «Сахихах» имамов Бухари и Муслима.  

В хадисе от Саъада бин Убада, он сказал: «Я сказал: «О, посланник Аллаха, поистине моя мать умерла, так какая же милостыня (саадака) лучше?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вода»». Тогда Саъад вырыл колодец, и сказал: «Это для матери Саъада». Передали хадис имамы Абу Дауд, Ибн Маджа, и Ибн Хузайма в своём сборнике добавив слова — этот рассказ достоверен.  

Также этот хадис передал Имам Ибн Хиббан в своём «Сахихе» в другом варианте, что Саъад сказал: «О, посланник Аллаха, какая милостыня (саадака) лучше?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Утоление жажды водой». Имам Хаким передал этот хадис в том же варианте что и Ибн Хиббан и сказал, что оба достоверны согласно их условиям.  

Великий хадисовед (мухаддис) имам аль–Мунзири сказал: «Этот хадис является прерывающимся (мункатиъ) по причине того, что Саид бин Мусайиб не мог услышать его от Саъада, так как Саъад скончался в Шаме в 14 или 15 году по хиджре, а Саид бин Мусайиб родился в 15 году по хиджре, и еще по той причине, что и Хасан аль–Басри не мог услышать этот хадис от Саъада, так как Хасан аль–Басри родился в 21 году по хиджре.  

Этот же хадис передали Абу Давуд и другие от Абу Исхака Субай'ийя от человека, передавшего от Саъада». (Книга «Таргиб ва тархиб»)  

В версии имамов Ахмада и Насаи пришли следующие слова Хасана, что в Медине поением занимался род Саъада, так как в Медине и в других городах арабских стран поение водой было наилучшим делом, по причине острой потребности в воде. Таким же важным делом может оказаться кормление едой или создание религиозных, оздоровительных и общественных учреждений для тех, кто нуждается в таких центрах, а также всего, что приносило бы постоянную пользу, является наилучшей милостыней (садакой).  

В этой милостыне (садака) равны как наследник, так и другие, как об этом сказали имамы Навави и Рафии: «Имамы шафиитского мазхаба сказали, что желательно тому, кто дает милостыню (садаку) например, за своих родителей делать намерение, поистине Аллах дает им обоим награду, а также не уменьшит из его награды ничего!!!  

 Из книги шейха Атийя Сакара "Энциклопедия: Семья под покровительством ислама"
Перевод студ. аль–Азхара — Ислам Табба

Аль-Азхар.Ру

Вы здесь: Главная Помощь Помощь родителям после их смерти