Долги покойного

Ответы на вопросы, касающиеся возмещения долгов, которые умерший не смог выплатить при жизни. А также о восполнении поста и молитв от имени умершего.

Вопрос: Мой муж оставил после смерти долги. Я составила список и должна по ним выплатить. Некоторые, кому мой муж задолжал, говорят, что можно отдать половину, некоторые прощают долг. Если я выплачу таким образом, будут ли висеть эти долги на моем муже? Х. 

Ответ: Если человек простил переданные им ранее в долг деньги, то покойному за это уже не придется отвечать. Хозяин денег вправе распоряжаться ими так, как пожелает: может запросить все, может — половину, а может и простить.

Вопрос: Могут ли родственники покойного совершать обязательный пост и обязательные молитвы, которые были пропущены покойным при жизни, делая это от его имени?

Ответ: Что касается поста, то это возможно. Относительно же восполнения пропущенных обязательных молитв, то родственники не смогут помочь покойному в этом. Это невозможно. /1/

«Фидья садака»

Что такое «фидья садака»?

Если человек, например, не смог поститься в тот или иной день обязательного поста в месяц Рамадан, и через некоторое время умер, не восстановив пропущенные дни поста /2/ , то в этом случае необходимо от его имени выплатить «фидья садака» или просто «фидья». В материальном отношении эта форма милостыни составляет стоимость разового питания покойного при жизни. 

Наилучшим для умирающего является учет пропущенных им дней поста и завещание наследникам выплатить «фидья» за эти дни с его имущества. Дети покойного могут выплатить «фидья» и из своих личных сбережений от его имени. /3/ 

«Если человек пропустил какое-то количество дней поста по уважительной причине и умер, так и не имея физической возможности восполнить его, то за него эти дни не восполняемы постом, а выплачивается «фидья». /4/ 

Если же он имел возможность, но не постился, откладывая на потом, и внезапно умер, то желательно, чтобы за него постился кто-то из его родных, или были накормлены нищие, неимущие, число которых определяется количеством пропущенных дней». /5/ 

В своде хадисов ат-Тирмизи приводятся слова Ибн ‘Умара: «Если кто-либо умер и на нем остался долг поста, то пусть за него накормят по одному нищему за каждый день пропущенного поста». /6/ 

В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима передается от ‘Аиши: «Если кто-то умер, а на нем остался долг поста, то пусть за него постится родственник». /7/

Что касается пропущенных обязательных молитв-намазов покойного, то упомянутые формы возмещения невозможны, ни материальным восполнением, ни фактическим совершением. /8/ 

Задолженности людям

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

نَفْسُ الْمُؤْمِنِ مُعَلَّقَةٌ بِدَيْنِهِ حَتىَّ يُقْضَى عَنْهُ

«Душа истинно верующего будет связана с долгом его [ отягощена им] до тех пор, пока не будет выплачено за него [ то есть покойного]» (хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и ат-Тирмизи). /9/

В назидание берущим в долг, Посланник Аллаха предупреждал: «Кто берет чужое [в долг] с намерением вернуть это, тому Аллах поможет в этом. А кто берет с намерением потратить [не возвращать], тому Всевышний поможет [бесследно] потратить» (хадис от Абу Хурайра; св. х. аль-Бухари).

Первоначально Посланник Аллаха отказывался совершать погребальную молитву над теми, за кем остался невыплаченный долг. Однако необходимо уточнить, что другим он не запрещал совершать ее. Неучастие Пророка в погребальной молитве над должником являлось резким порицанием оставления за собой невыплаченного долга.

Когда же у Пророка Мухаммада появился материальный достаток, который неотлагательно тратился им при необходимости на нужды и потребности других, относительно умирающих должников он сказал:

مَنْ تَرَكَ مَالاً فَلأَِهْلِهِ وَ مَنْ تَرَكَ دَيْناً أَوْ ضِيَاعاً فَإِلَيَّ وَ عَلَيَّ وَ أَناَ أَوْلىَ بِالْمُؤْمِنِينَ

«Кто оставляет имущество, то оно принадлежит его семье, кто же оставляет за собою долг, то обращайтесь ко мне. Я выплачу за него, ибо я первый, кто должен помогать верующим» (св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа). /10/

Относительно того, что такая форма взаимопомощи должна быть продолжаема и после него, Посланник Господа говорил:

مَنْ تَرَكَ مَالاً فَلِوَرَثَتِهِ وَ مَنْ تَرَكَ دَيْناً فَعَلَيَّ وَ عَلىَ الْوُلاَةِ مِنْ بَعْدِي مِنْ بَيْتِ الْمَالِ

«Кто оставляет [после смерти своей] имущество, то оно принадлежит наследникам его. Кто же оставляет долг [за который не может рассчитаться], то он на мне [то есть я расплачусь за него], а также на правителях после меня, [и будет выплачиваться] из государственной казны». /11/

Данные хадисы явно указывают на то, что если человек умер, не расплатившись с долгами и не оставив наследства /12/, с которого можно было бы расплатиться с ними, то централизованная выплата, в государственной или общественной форме, возможна./13/

Она производится из закятных средств, так как проплата чужого долга, выплата которого с его стороны безнадежна, является одним из восьми направлений расходования закятных средств. /14/

В то же время нужно помнить, что выплата долга производится при наличии документального тому подтверждения, которое, в свою очередь, было прописано в присутствии двух свидетелей. /15/ 

/1/ Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 1, с. 355.

/2/ С тем, что он имел возможность восстановить, но не уделил этому должного внимания и внезапно умер.

/3/ Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 44.

/4/ См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 1, с. 355.

/5/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 3, с. 1700.

/6/ См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 236, хадис № 717.

/7/ Хадис от ‘Аишы; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада и Абу Дауда. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 543, хадис № 9038, «сахих».

/8/ Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 1, с. 355.

/9/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 555, хадис № 9281, «сахих».

/10/ См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 606, хадис № 2095, «хасан, сахих».

/11/ См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 4, с. 26, 27.

/12/ Если покойный оставляет наследство, то прежде чем начать распределение его по родственникам, которое строго регламентировано Священным Кораном и Сунной, с него проплачиваются а) все материальные расходы, связанные с приготовлением к захоронению и погребением, б) долги покойного, в) завещание (не более 1\3 от оставшейся части наследства). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 8, с. 271-276.

/13/ Родственники покойного не несут ответственности за его долги перед другими людьми.

/14/ См.: Священный Коран, 9:60.

/15/ См.: Священный Коран, 2:282. 

Умма.Ру

Вы здесь: Главная Помощь Долги покойного