Можно ли помочь человеку, ушедшему из жизни через суицид?

Ислам рассматривает самоубийство как одно из тягчайшим преступлений. Однако родственники умершего (а также все желающие) могут молиться за того, кто по собственной воле покинул эту жизнь.

 

О совершении погребальной молитвы над суицидентом читайте здесь

Единственный запрет, который мне встретился во время подготовки этого материала, это запрет на мольбы о прощении явных безбожников, которые декларировали свой атеизм при жизни и не раскаялись. Однако даже в этом случае не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Например, человек мог раскаяться за секунду до смерти и никто об этом не узнал. А Бог знает. И, возможно, тот человек, который при жизни считался великим грешником, окажется в раю раньше тех, кого мы при жизни считали праведниками. Так как раскаяние перед смертью «очищает душу и стирает грехи». Господь знает о каждой душе лучше, и Он, несомненно, рассудит по справедливости.

Богословы единодушны во мнении о том, что мольба за покойных полезна для их душ. В Коране говорится: «Те [верующие], которые придут после них [тех, кто уже ушел из жизни] говорят, [молясь за себя и покойных]: «О, Господь наш! Прости нас и верующих братьев наших, что были до нас» (59:10).

Пророк Мухаммад (мир ему) много раз молился за усопших: «О Аллах, прости прегрешения живым из числа нас и мертвым». Жена пророка Айша передавала, что он часто отправлялся в конце ночи на мединское кладбище и просил у Всевышнего помиловать покоящихся там, простить их прегрешения. 

Близкие умершего могут также подавать милостыню или совершать дела милосердия от имени умершего. Ниже приведены несколько примеров о пользе милостыни.

Однажды Умар (халиф, сподвижник) спросил у пророка о своем отце, который при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но сделать этого не успел: «Могу ли я принести в жертву пятьдесят верблюдов от имени моего отца?» Пророк Мухаммад (мир ему) ответил: «Что касается отца твоего, то если он верил в Единственность Бога, то пост твой и милостыня от его имени помогут ему» (хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада).

К пророку Мухаммаду (мир ему) пришел мужчина и спросил: «Мой отец умер и не оставил завещания. Будет ли ему польза, если я совершу от его имени благое деяние?» Пророк коротко ответил: «Да» (хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа).

Один мужчина обратился к посланнику: «Моя мать скоропостижно скончалась. И мне кажется, что если бы она имела возможность что-то сказать перед смертью, то попросила бы совершить благие деяния от ее имени. Если я сделаю это, будет ли ей от этого польза?» Пророк ответил: «Да» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима).

Богословы считают, что эти и несколько других достоверных хадисов указывают на то, что усопшие обретают вознаграждение, находясь в загробной жизни (барзах), за благие деяния, совершаемые близкими от их имени.

Известный богослов аш-Шавкяни говорит: «Воистину, человек имеет право сделать намерение передать вознаграждение за благое деяние в пользу другого человека, независимо от того, является ли это молитвой или постом, милостыней или паломничеством, чтением Корана или чем-либо иным из благих дел, и независимо от того, приходится ли он умершему родственником или нет. Этот саваб (вознаграждение) дойдет до покойного (по милости Творца) и полезен ему, – считают богословы всех четырех суннитских мазхабов». Далее он продолжает: «У богословов-шафиитов были некоторые разногласия относительно чтения Корана от имени покойного, но избранным (мухтар) и основным является мнение, что это возможно. Необходимо только, чтобы прочитавший суры Корана и просящий у Бога довести данное вознаграждение до покойного, был уверен в возможности этого, так как в любой мольбе-ду‘а должна присутствовать уверенность, что Всевышний, если пожелает, может принять любую мольбу в соответствии с Его всезнанием и мудростью».

© Ahirat.Ru

Вы здесь: Главная Помощь Можно ли помочь человеку, ушедшему из жизни через суицид?