«Ислам запрещает превращать поминки в языческие тризны»

Известный правозащитник, глава центра DEVAMM, имам мечети "Джума" Ильгар Ибрагимоглу рассказал в интервью о том, почему с точки зрения ислама недопустимо превращать поминки в роскошные застолья, можно ли питаться гостям в доме умершего, и есть ли смысл в установке помпезных монументов на могилах.  

- Недавно в Азербайджане муллам указали на недопустимость проведения многократных поминок, порекомендовав ограничиться лишь 3-им и 40-ым днем. Как вы относитесь к такой достаточно необычной инициативе?

- Нынешняя ситуация с поминками оставляет желать лучшего и требует глобальных реформ. Поминки давно уже превратились в разорительные пиршества, не имеющие никакого отношения к исламской традиции. Но изменять сложившуюся ситуацию надо не столько административными мерами, сколько просвещением. Необходимо  объяснять людям смысл исламского подхода к прощанию с усопшими. А административные подходы, которые быстро превращаются в репрессивные меры (и нередко переходят в банальное вымогательство) - тут пагубны.

- А как ислам учит людей организовывать поминки?

- Те "поминки", которые мы видим сейчас, по сути, являются пародией на исламский похоронный обряд.  Их можно назвать тяжким наследием советского режима, главная цель которого заключалась в формировании у людей негативного отношение к религии.

Первые 3 дня люди вообще не должны питаться в доме усопшего. А то получается, что человек не знает – горевать по умершему близкому человеку, думать о нем и молиться, или полностью посвятить себя решению хозяйственных проблем, приемом приходящих людей, и, самое главное - их кормежкой. В соответствии с исламским учением, люди не должны первые дни питаться в доме усопшего. Ислам учит, что нужно всячески помогать близким ушедшего от нас человека, как психологически, так и материально, а не объедать их.

- Как превратить современные поминки в богоугодное деяние?

- Нужно изменить их характер, следуя коранической логике. Для этого надо читать Коран и просвещать людей. Но в реальной жизни мы сталкиваемся со множеством проблем. Те, кто ныне ведут поминки, часто ничего не знают об исламе, и, соответственно, не отвечают требованиям, которые предъявляет религия к человеку, который должен проводить такое ответственное мероприятие.

Чтобы устранить это препятствие, нужно задуматься о создании гражданских вакфов, как это делается во всем мире, которые носили бы сугубо волонтерский и общественный характер. Нужно вернуть в обряды духовную составляющую, образовывая людей. Осознаю, что это нелегкий путь, и вряд ли ситуацию можно изменить мгновенно, но надо же как-то и когда-то начинать реформы и давать верную информацию людям, чтоб сдвинуть дело с мертвой точки!

- А что, по вашему мнению, является самым действенным средством?

- Самое действенное средство, помимо просвещения – личный пример. Чем больше людей будут проводить поминки по канонам ислама, тем меньше останется пространства для различных показух. Люди должны научиться воспринимать поминки как мероприятие, в ходе которого оказывается помощь душе усопшего, а не место, где можно поесть и уйти. Нам следует отказаться от расточительства, излишеств и показухи, чтобы сосредоточиться на глубоком смысле, который заложен в похоронных ритуалах.

- Можно ли сказать, что религиозные деятели часто пользуются невежеством людей, вернее, их недостаточным знанием ислама?

- Существующее ныне невежество – атавизм прежнего периода. Чтобы избавиться от него, нужно разъяснять людям философию поминок. Для оптимального решения проблем в этой области необходимы гражданские обсуждения.

Надо не забывать и о том, что духовная деятельность имама во время поминок не должна превращаться в бизнес. Когда человеку платят за это деньги, он действует соответствующим образом. Нередко мы видим, что он уделяет минимум внимания духовному просвещению, и беспокоится совсем о других вещах. Если бы все без исключения имамы заботились при проведении похоронных мероприятий о духовном просвещении родственников усопшего, то в скором времени поминки превратились бы в качественно другое мероприятие.

Люди должны задуматься о том, что они приходят на поминки, чтобы вспомнить усопшего, чтобы в общей беседе морально и психологически поддержать его близких… Все мы должны понимать, что нельзя превращать прощание с дорогим человеком в такую обузу и материальные траты, которые сами по себе уже заслоняют потерю…

- Как вы относитесь к "назир гутусу" (ящикам для сбора пожертвований), над которыми многие верующие люди откровенно подшучивают?

- В той форме, в которой они ныне существуют, эти ящики для сбора пожертвований никакого отношения к исламу не имеют. Мусульмане должны по велению души совершать богоугодную благотворительность. Но тут, в финансовых делах, все должно быть прозрачно, при наличии гражданского контроля, а не так, как это происходит сейчас.

- Как вы относитесь к тому, что сейчас усопшим ставят помпезные надгробные памятники, чуть ли не в полный рост?

- Конечно, при взгляде на могилу мусульманина должно быть ясно, кто именно здесь похоронен, как звали усопшего и кем он был. Это делается, прежде всего, для того, чтобы родственники могли приходить к нему и не терять связь со своим прошлым. Но та показуха, то излишество, которые мы видим сейчас, естественно, нуждаются в критике. Нужно быть проще, и не соревноваться, у кого надгробие больше.

Духовное состояние общества напрямую связано со всеми процессами, которые происходят в стране. Можно много спорить о том, насколько люди руководствуются духом религии в своей повседневной жизни, но ситуация не настолько пессимистична, как думают некоторые…

Думаю, чем меньше станет показушных и популистских спекуляций на тему религиозности, чем чаще вера того или иного человека будет подкрепляться конкретными делами в повседневной жизни, тем лучше станет жизнь общества в целом. Быть верующим – это большая ответственность. По-настоящему верующий человек должен знать, что ислам – это не только обряды, но и образ жизни.

Ahirat.Ru по материалам Day.Az

Вы здесь: Главная Традиции «Ислам запрещает превращать поминки в языческие тризны»