Об отношении ислама к посмертному вскрытию

Вопрос: Насколько допустимо по мусульманскому праву резать трупы, например, для определения причины смерти? 

Ответ: Приведу несколько мнений /19/ , которые касаются этого вопроса: «Допускается разрезать живот умершей женщины, в утробе которой находится живой зародыш, для возможного спасения жизни младенца» (богословы ханафитского и шафиитского мазхабов). 

«Допускается разрезать живот умершему для извлечения из него чужого имущества (например, бриллианты) или собственного (например, проглоченного с намерением сохранности), которое было им проглочено» (богословы ханафитского, шафиитского и маликитского мазхабов). Богословы-ханафиты добавляют: «Можно резать, но только тогда, когда невозможно компенсировать нанесенный другому ущерб из оставленного покойным имущества, и нет никого, кто мог бы компенсировать».

 

Поэтому, считает современный богослов аз-Зухайли и не только он, в случаях вынужденности и необходимости, к которым относятся, например медицинские исследования, определение причины смерти покойного, уголовное разбирательство, где необходимо заключение экспертов о мотивах смерти в доказательство вины или невиновности подозреваемого, допускаются анатомические исследования тела покойного. /20/

 

Следует подчеркнуть, что это положение действует по мере необходимости и вынужденности. В обычной же ситуации действенен хадис: «Сломать кость мертвому человеку подобно тому, что ее сломают живому». /21/

 

То есть отношение к телу покойного должно быть столь же уважительным, как и отношение к живому.

/19/ Это прописывается в богословских трудах пятисот-восьмисотлетней давности.

/20/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 4, с. 2608.

/21/ Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Абу Дауда и Ибн Маджа. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 389, хадис № 6231.

 

Шамиль Аляутдинов

Умма.Ру

Вы здесь: Главная Традиции Об отношении ислама к посмертному вскрытию