Отношение ислама к эвтаназии

Эвтаназия, эйтаназия, эутаназия (др.-греч. хорошо + смерть) намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий; на пути внедрения эвтаназии в клиническую практику стоит ряд нерешенных нравственных проблем. /1/ Эвтаназия (эйтаназия, эутаназия) (от греч. eu — хорошо и thanatos — смерть), намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. Вопрос о допустимости эвтаназии остается дискуссионным. /2/

«Эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом» (определение нидерландского законодательства).

В специальной литературе различают два вида такой смерти:

Активная эвтаназия, сущность которой заключается в применении активных действий по ускорению смерти страдающего человека с безнадежным прогнозом на последнем этапе болезни. /3/

 

Пассивная эвтаназия — это отказ от мер, способствующих поддержанию жизни смертельно больного. /4/

 

Говоря об эвтаназии без уточнения, подразумевают обычно именно активную эвтаназию.

В РФ эвтаназия запрещена законодательно. Активная эвтаназия разрешена в Нидерландах и Бельгии, пассивная — во Франции, Швейцарии, Австралии, в штате Орегон (США)./5/

 

Считаю полезным перевести книжный слог в плоскость практического применения, в чем поможет нам известный французский медик Жак Судо, проведший границу между тем, что является эвтаназией и тем, что ею не является:

 

1. Эвтаназия присутствует в том случае, когда употребляется препарат, вызывающий смерть, а также, если больного лишают всего того, что ему необходимо для жизни (еда), или всего того, что для него благотворно (реанимация, которая позволила бы ему прийти в себя и самостоятельно поддерживать жизнь, или такое лечение, которое способно дать шанс на продолжение жизни в нормальных условиях);

2. Эвтаназии нет в случае, когда прекращается или упускается такое лечение, которое имело бы неблагоприятное влияние на больного (напр., лечение, которое лишь продлило бы саму жизнь в нечеловеческих условиях, не облегчив состояния пациента);

3. Эвтаназии нет в случае прекращения реанимации, когда состояние церебральной смерти является необратимым (всякое лечение не дает уже никакого результата, не облегчает страданий, не дает никакого шанса на дальнейшее выздоровление, а только продолжает время агонии и, кроме того, приносит невыносимые страдания семье и несоразмерные расходы государству);

4. Эвтаназии нет в случае нереанимации плохо сформированного новорожденного ребенка, или в тяжелом патологическом случае, если он естественным образом ведет к смерти (когда лишь искусственно можно продолжать жизнь, без надежды на улучшение и на возникновение способности к самостоятельному существованию);

5. Эвтаназии нет, если «дают спокойно умереть» больному смертельной болезнью, которая естественным образом приводит к смертельному исходу в краткий срок — в случае, когда всякая терапия позволила бы лишь на короткое время продлить жизнь в невыносимых условиях.

С точки зрения мусульманских канонов первый вариант недопустим. Эвтаназия, при описанном в первом пункте положении дел, расценивается как убийство. Испытывает ли больной болевые ощущения или находится продолжительное время в коматозном состоянии — никто не имеет права ускорить его смерть.

Описанное же во всех последующих пунктах (п. 2-5) рассматривается мусульманским богословием, как допустимое. Решение принимается квалифицированными врачами, больным и его родственниками, причем, в каждом отдельном случае.

На новом рубеже развития науки передовые медицинские технологии позволяют врачам даже в самых сложных случаях поддерживать жизнь пациентов в течение длительного времени. Конечно, больные имеют право в любой момент отказаться от медицинской помощи, однако просьба сделать смертельную инъекцию — это совсем другое дело.

Пред лицом неминуемого, скорого наступления смерти и однозначной невозможности выздоровления (безусловно, по констатации врачей) дозволено по совести принять решение о прекращении такого вида помощи, который бы продлил жизнь в необратимых и мучительных условиях лишь на очень короткий срок; но нельзя приостановить проведение обычного вида лечения, прописываемого всем больным в подобных случаях. Здесь необходимо уточнить, что «обычным видом» лечения является питание, гидратация, удаление бронхиальной секреции, внешнее лечение ран, пролежней или кожных инфекций.

Современный человек разучился стойко переносить боль и сопереживать другому, а человечество в целом во многом утратило чувство сострадания. /6/


Отдельные канонические аспекты

1. Самоубийство, как и убийство «из сострадания», в Исламе недопустимы. А активную эвтаназию обычно в научно-популярной литературе называют самоубийством (когда человек исполняет это собственноручно) и убийством «из жалости и милосердия, из сострадания» (когда ему в этом помогают другие).

В Священном Писании сказано:

«Не убивайте самих себя! Воистину, Всевышний Всемилостив к вам. [Потерпите, не ослабевая и не опуская рук, Он поможет вам преодолеть трудности и воздаст из милости Своей неописуемыми результатами в мирском и вечном» (см., Св. Коран, 4:29);

«Скажи [о Мухаммад]: пойдемте (внемлите), [в сравнение с тем многим, что вы себе предположительно или безосновательно придумываете и делаете для себя запретным] я расскажу вам о том, что [на самом деле] запретил вам Аллах (Бог, Господь):

— (запретил) приписывание Ему сотоварища (многобожие, язычество), вознесение чего-либо на Его божественный уровень;

— (запретил) грубое обращение с родителями (вы обязаны относиться к родителям своим лишь благородно и благонравно, независимо от полюсов их и вашего мировоззрения, мироощущения);

— (запретил) убивать детей [как и прерывать беременность], из страха перед бедностью («не убивайте своих детей, боясь бедности и нищеты! Мы накормим и вас, и их»);

— (запретил) даже приближаться к совершению скверного, развратного («не приближайтесь к различным непристойным поступкам и формам разврата, как явным из них, так и завуалированным (скрытым)!);

— (запретил) убивать носителя души [то есть, человека] («и не убивайте душу, которая свята пред Аллахом (пред Богом), кроме как имея на то право [например, вынесение официальным судьей судебного вердикта на смертную казнь; профессия палача; на поле битвы]. Все это завещает вам Всевышний, возможно вы уразумеете. [Будьте же благоразумны в своих делах и поступках, не переступайте границы запретного! Но и не придумывайте себе разные запреты, которые не имеют пред Аллахом (пред Богом) какого-либо смысла]» (см., Св. Коран, 6:151). Пророк Мухаммад говорил: «Кто [преднамеренно] сбросится с горы и убьет себя, тому быть навечно /7/ в адском огне, неустанно повторяя там акт самоубиения; кто [преднамеренно] примет смертельную дозу яда и убьет себя, тому быть навечно в адском огне, повторяя свой акт самоубиения; кто [преднамеренно] убьет себя чем-то металлическим [холодное, огнестрельное оружие и т. п.], тому быть навечно в адском огне, повторяя там свой акт самоубиения». /8/

 

2. Лечиться необходимо, даже если заболевание имеет смертельный исход.

«Всевышний сотворил болезнь. Он же сотворил и лекарство. Лечитесь же!» — призывал Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует). /9/

 

Один бедуин спросил у Пророка: «О Посланник Всевышнего! А нужно ли нам лечиться?» Пророк Мухаммад ответил: «Да, лечитесь! Аллах низвел болезни и вместе с ними лечебные средства (лекарства). Кто-то знает о них, а кто-то — нет». /10/

 

Заболевания, наносящие урон человеческой душе или телу, подчас несут в себе испытание, а иногда — наказание Господне и искупление греха (при соответствующем анализе происходящего). Важным является правильное отношение к болезни, а также верный диагноз и форма лечения. /11/

 

3. Медицина должна развиваться и подойти в плотную к пророческому утверждению о том, что любая болезнь лечится /12/ , кроме старческой слабости и смерти.

Последний посланник Божий, Пророк Мухаммад, говорил:

«От любого заболевания есть лекарство. Если оно точно будет выбрано, то человек выздоравливает, по воле Творца»; /13/ «Лечитесь, о люди! От любой болезни (от любого недуга) есть лекарство (есть излечение), кроме одной — старческая слабость [старение человеческого организма, предвещающее приближение смерти /14/ ]»; /15/

 

«Всевышний, сотворив заболевания, сотворил также и способы их лечения»./16/

 

4. Предел противостояния законам и закономерностям Божьим.

Бороться с тем, что установил Творец в качестве закона природы в этом мироздании, — бесполезно, однако знать и изучать механизмы мирского бытия — важно, дабы понять, где та разделительная черта между познанием и противостоянием.

«[Анализируя прошлые века и тысячелетия, а также изучая современность] ты никогда не найдешь изменений в тех законах, закономерностях, которые установил Всевышний, и никогда не найдешь замену им» (см., Св. Коран, 33:62; 35:43; 48:23).

Все живое в мирской обители смертно. Никто не в состоянии изменить это. «Скажи, воистину, смерть, от которой вы убегаете, идет вам навстречу [непременно повстречается вам; никому не избежать этой встречи]» (см., Св. Коран, 62:8).

5. Если квалифицированные медики и соответствующие специалисты выносят решение, что нет смысла продолжать лечение, что это лишь продлит мучения больного, тогда применение медикаментозного и иных форм лечения можно остановить, кроме обычного вида лечения, о котором было сказано ранее.

6. По богословскому заключению, сформулированному в результате современных медицинских исследований, чертой между жизнью и смертью является смерть мозга. /17/

Если мозг умер, тогда вся аппаратура, искусственно поддерживающая жизнедеятельность организма, может быть выключена. Это — смерть, биологическая смерть.

7. И последнее. Люди по разному относятся к тому, что происходит с ними в этой жизни; анализ одних и тех же обстоятельств, не говоря уже об ощущениях и ассоциациях, могут кардинально отличаться. Но верующие, подходя к такому этапу бесконечного существования их души, как смерть и то, что предвещает ее, напрямую связано с ней, стараются пройти его с позитивным настроем и осознанием, что сложности данного временного участка могут очистить их от всех, как малых, так и больших прегрешений пред Богом, ведь последний Посланник Творца четко оговорил: «Смерть [и все то, что связано с нею из страданий и сложностей] — искупление грехов для любого мусульманина [человека, покорного Единому и Единственному Творцу]». /18/

 

Проводя через страдания, связанные со смертью, Бог милует душу человеческую, очищая ее от всего, что может отяготить и доставить неприятности ей в вечности.

 

 

Резюме

Основным предметом дискуссии в научных кругах стала эвтаназия активная. Обычно, когда говорят об эвтаназии, то имеют в виду именно эту ее разновидность. Под активной эвтаназией (или как ее еще называют «метод наполненного шприца») понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти.

Получается, что эвтаназия (с учетом вышеприведенных определений и уточнений) с точки зрения мусульманской этики и канонов запрещена и недопустима.

У медицины есть все перспективы (Богом данные) развиваться в направлении полного излечивания самых сложных, так называемых смертельных заболеваний, или на первом этапе — перевода их в реестр вялотекущих, хронических недугов, не имеющих столь быстрых, разрушительных и необратимых процессов для организма. И это не наркотическое обезболивание, а непосредственная борьба с возбудителем заболевания, со знанием того, что неизлечимых болезней не существует. Вопрос в поиске методов и способов лечения.

 

 

Исторический экскурс по данной теме

Эвтаназия известна давно, с глубокой древности. Так, в Спарте убивали младенцев, родившихся слабыми, больными.

Некоторые первобытные племена имели обычай убивать или оставлять без присмотра стариков, ставших обузой для семейства. И вот парадокс, в двадцатом веке, в цивилизованном мире оживает этот антигуманный обычай.

В начале ХХ столетия в Германии юрист Биндинг и психиатр Гохе предложили называть эвтаназией уничтожение так называемых «неполноценных» жизней. Такая чудовищная интерпретация понятия «эвтаназия» получила позже широкое распространение в фашистской Германии и в захваченных ею странах. Начав с одобрения эвтаназии как привилегии для неизлечимо больных арийцев, в сентябре 1939 года Гитлер подписал секретный указ, согласно которому эвтаназии следовало подвернуть все «формы жизни, которые недостойны жизни». Вопрос о «недостойности» в каждом конкретном случае решался врачебной «тройкой». В результате в течение 2 лет было уничтожено по разным источникам от 100 000 человек до 275 000.

Программа была формально закрыта после того, как 3 августа 1941 года епископ Клеменс фон Гален в своей проповеди назвал нацистскую эвтаназийную программу «чистейшим убийством». Международный военный трибунал в Нюрнберге квалифицировал эти действия как преступления против человечества.

Проблема эвтаназии — добровольного ухода из жизни неизлечимо больного человека — широко обсуждается на Западе с конца 50-х годов.

Нидерланды

Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. Благоприятные условия для эвтаназии существовали там еще с 1984 года, когда Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой. Если при эвтаназии врач следовал пунктам инструкций, составленных Королевской медицинской ассоциацией, он мог не бояться уголовной ответственности. С 1 апреля 2002 года эвтаназия стала законной в Нидерландах. Это первое в мире государство, которое принимает эвтаназию умирающих больных задокументированной. Закон (при неукоснительном соблюдении 28 его пунктов) позволяет больному потребовать от врача помощи в умерщвлении себя.

Опросы общественного мнения в Нидерландах показали, что 75% населения поддерживают право человека на смерть.

Хотя и считается, что больные в Голландии (в Нидерландах) /19/ сами принимают решения, их к этому иногда подталкивают врачи. «Если медики считают, что состояние пациента оставляет желать лучшего, — говорит К. П. Хаснот, терапевт из Барна, — они задаются вопросом: а стоит ли усугублять страдания?» В 1995г. в Голландии 3600 человек умерли в результате самоубийства с помощью врача. Однако эта цифра включает только те случаи, когда пациент сам попросил о смерти. По данным исследования, жизнью 900 больных распорядились без их ведома, и около 1900 летальных исходов произошло, когда врачи увеличивали дозы обезболивающих препаратов с явным намерением ускорить наступление смерти.

«В связи с тем, что эвтаназия легализована, прокуроры зачастую не хотят предъявлять обвинение», — говорит голландский криминалист Крис Рютенфранс. С 1981 года перед судом предстали только 20 врачей. Девять были осуждены, из них только шестеро получили условные сроки, а трое вообще не понесли никакого наказания. Сторонники эвтаназии пытаются расширить юридические границы допустимого. В июне 1994г. Верховный Суд рассматривал дело психиатра Баудвейна Шабо, помогшего уйти из жизни 50-летней женщине, которая не была неизлечимо больна и не страдала от физической боли, она просто находилась в состоянии депрессии. Тем не менее суд впервые оправдал то, что прежде считалось преступлением: помощь врача в добровольном уходе из жизни физически здорового пациента.

 

Доктор Херберт Хендин, директор медицинской части Американского фонда по предотвращению самоубийств, изучал эвтаназию в Голландии. Он отмечает: «То, к чему прибегали лишь в исключительных случаях, превратилось в рутинный подход к неизлечимым заболеваниям. В Голландии перешли от эвтаназии для неизлечимо больных к эвтаназии для хронических больных, от эвтаназии при физических заболеваниях — к эвтаназии при психических расстройствах, и от добровольной эвтаназии к вынужденной».

Бельгия

В аптеках Бельгии начали продавать наборы для эвтаназии. Набор включает ряд медикаментов, в том числе тот, инъекция которого погружает человека в глубокий сон. Это вещество используется в США при исполнении смертных приговоров.

Приобрести такой набор по предварительной записи может семейный врач, пациент которого решил добровольно уйти из жизни. Единственное условие при продаже «набора самоубийцы» — медик должен явиться за ним лично.

Колумбия

В 1997 году Конституционный суд Колумбии постановил, что врач, выполнивший желание безнадежно больного пациента о добровольной смерти, не несет за это ответственности перед судом.

США

В американском штате Орегон разрешено так называемое «самоубийство с помощью другого лица». О нем говорят, когда врач прописывает больному смертельные таблетки. Но в то же время, там не позволено давать пациентам наркотики. В двух других местностях США (решениями Апелляционных Судов Второго Округа (Нью-Йорк и др.) и Девятого Округа (Калифорня, Орегон и др.), лишающими силы установленные законом запреты) врач может выписывать пациенту, но не давать сам, вызывающие смерть препараты. В Калифорнии после долгих лет обсуждений на референдумах в 1977 году был принят закон «О праве человека на смерть», по которому неизлечимо больные люди могут оформить документ с изъявлением желания отключить реанимационную аппаратуру. Однако до сих пор этим законом официально никому не удалось воспользоваться, так как одним из условий осуществления эвтаназии должно быть заключение психиатра о вменяемости пациента (а Американская ассоциация психиатров запрещает своим членам участие в подобных процедурах), а другое обязательное условие состоит в том, что проводить эвтаназию должен врач, что также невозможно, поскольку Американская медицинская ассоциация приняла решение о запрещении своим членам участие в эвтаназии, выдвинув лозунг: «Врачи не должны быть палачами».

Калифорния разрешила своим подданным быть убитыми. Законодатели американского штата одобрили законопроект о «праве» людей на эвтаназию (активную эвтаназию). В случае принятие закона сенатом, он немедленно вступит в действие на территории Калифорнии. По законопроекту разрешение на эвтаназию дается в тех случаях, когда у пациента неизлечимое заболевание и жить осталось не более полугода. Приговоренный должен дважды устно и один раз письменно попросить об эвтаназии, интервал между заявлениями — не менее двух недель. При этом пациент должен быть вменяем, а диагноз подтвержден двумя врачами независимо друг от друга.

Калифорния становится вторым американским штатом, в котором разрешена эвтаназия. С 1998 года официально убивают в Орегоне. За 7 лет убито порядка 200 человек, в том числе 37 в 2004 году.

Недавно в Сиэтле (штат Вашингтон) создано общество «Сострадание в смерти», являющееся первым обществом подобного рода в США, персонал которого будет состоять из добровольцев: врачей, медицинских сестер и представителей церкви.

Члены общества будут оказывать консультационные услуги неизлечимым больным, которым современная медицина не может помочь избавиться от страданий и намеревающимся оборвать свою жизнь, приняв смертельную дозу морфина или другого лекарства, а также будут находиться с умирающими больными в последние минуты их жизни. «Сострадание в смерти» не будет заранее предавать огласке имена людей, не будет предоставлять пациентам необходимые для самоубийства средства (пациент сам должен получить их от своего лечащего врача). Группа будет требовать предоставления справки, подписанной не менее чем двумя врачами, о том, что жить пациенту осталось меньше шести месяцев, что он испытывает физические боли и в состоянии принимать самостоятельные решения. Сотрудники общества помимо эмоциональной поддержки больных будут тщательно изучать истории болезни с целью подтверждения или опровержения диагноза неизлечимой болезни, а также должны будут убедиться в том, что решение покончить жизнь самоубийством было принято абсолютно добровольно и без всякого давления со стороны родственников или других лиц. Пациенты, отвечающие всем этим предварительным условиям, смогут получить подробные консультации, касающиеся того, какими лекарствами им лучше всего воспользоваться и какие ощущения они будут испытывать после приема этих лекарств. Члены общества «Сострадание в смерти» считают, что больные, страдающие неизлечимыми заболеваниями, должны иметь право покончить жизнь самоубийством и тем самым прекратить свои мучения под наблюдением профессиональных врачей, добровольно предоставляющих свои услуги.

Ватикан

Позиция Ватикана по этому вопросу заметно смягчилась в 2002 году, когда Папа Римский Иоанн Павел II заявил, что использование медицинского оборудования для спасения жизни больного в некоторых случаях может быть «бесполезным и неуважительным по отношению к пациенту».

Австралия

В 1998 году эвтаназия была узаконена на Северных территориях (административная единица Австралии) — там врач мог помочь пациенту уйти из жизни, прописав ему соответствующие лекарства или сделав инъекцию. Однако полгода спустя этот закон отменили.

Швеция и Финляндия

Несмотря на противоречивость мнений во многих странах пассивная эвтаназия постепенно легализуется морально общественным мнением, а в некоторых странах — законом.

Так, в Швеции и Финляндии пассивная эвтаназия путем прекращения бесполезного поддержания жизни не считается противозаконной. Однако основой для принятия врачом решения о прекращении лечения является свободное и осознанное волеизъявление пациента. Аналогичные просьбы от ближайших родственников пациента, находящегося в бессознательном состоянии, являются юридически недействительными.

Англия

В Великобритании открывается клиника для людей, которые хотят самостоятельно совершать акт эвтаназии. За последние три года 37 британцев окончили свою жизнь в швейцарских клиниках. Причем опросы показывают, что большинство жителей Великобритании согласились бы избавить своих родных и близких от мучений именно при помощи эвтаназии, пишет газета The Independent. Швейцарская общественная организация Dignitas, помогающая больным людям уйти из жизни, начала обсуждение вопроса об открытии своего учреждения в Великобритании, где эвтаназия запрещена законом. Обходя запреты собственного законодательства, родственники вывозят безнадежно больных пациентов в другие страны, чаще всего в ту же Швейцарию, где пассивная эвтаназия разрешена.

Франция

В течение ближайших месяцев /20/ французское правительство разрешит предоставлять безнадежно больным право на смерть. Соответствующий законопроект разработан французской ассоциацией врачей и уже одобрен парламентом Франции. Предполагается разрешить в стране так называемую пассивную эвтаназию (отказ от лечения, который станет возможным для людей, страдающих тяжелыми неизлечимыми заболеваниями). Для того, чтобы воспользоваться этим правом, больной должен будет составить письменное заявление, а также предоставить доказательство того, что это решение было принято им добровольно и сознательно. Активная эвтаназия, то есть намеренное лишение пациента жизни, остается под запретом. Одновременно в докладе парламентского комитета подчеркивается необходимость улучшения методов паллиативной терапии для пожилых и тяжело больных пациентов.

 

«Основные сложности, связанные с эвтаназией, заключаются в том, что очень сложно контролировать ее законность, — рассказал в интервью корреспонденту «British Medical Journal» Жан Леонетти, руководитель парламентского комитета.

— Критерии, отличающие эвтаназию от убийства, слишком расплывчаты, и очень велика вероятность того, что заинтересованное в смерти пациента лицо сможет воспользоваться этими неточностями в своих целях. Но, с другой стороны, в ряде случаев эвтаназия остается единственным способом помочь человеку».

Во Франции уверены, что принятие закона о пассивной эвтаназии станет первым шагом к полноценному «правовому статусу» эвтаназии в стране.

Согласно опросу, во Франции 85% населения выступает за легализацию эвтаназии.

Швейцария

В Швейцарии официально разрешили эвтаназию в условиях больницы. Первооткрывателем «внутрибольничной» эвтаназии станет Университетская больница Лозанны. Процедуру добровольного ухода из жизни начинают осуществлять с 2006 года. До настоящего времени в Швейцарии был запрещен добровольный уход из жизни в больничных условиях. Для осуществления эвтаназии смертельно больным пациентам приходилось выписываться. Отныне пациентам Университетской больницы Лозанны, которым по причине тяжелого состояния затруднительно покинуть больницу, разрешат осуществлять эвтаназию на ее территории. Добровольный уход из жизни будет разрешен только неизлечимо больным пациентам, которые находятся в здравом уме, и приняли твердое решение умереть. При этом руководство больницы подчеркивает, что эвтаназия не станет обычной практикой, а будет применяться достаточно редко и в условиях жесткого контроля. Врачи больницы смогут выбирать, будут ли они осуществлять эвтаназию самостоятельно или приглашать врачей извне. Кроме того, для осуществления процедуры эвтаназии разрешено приглашать представителей Швейцарского добровольного общества эвтаназии «Выход» (Exit). Решение, принятое в Университетской больнице Лозанны, отражает позицию Швейцарской медицинской ассоциации и Национального комитета по этике.

Германия

В Германии эвтаназия не узаконена, но помощь по уходу из жизни неизлечимым страдающим больным не считается преступлением. Как считают сторонники эвтаназии, истинный гуманизм в том, чтобы проявить милосердие к людям, обреченным на предсмертные муки. Оставляя неизлечимых, страдающих больных жить, тем самым продлевают их мучения.

Япония

Японские законодатели приступили (на апрель 2005 года) к разработке документа, призванного разрешить эвтаназию в стране. Согласно новому закону, врачи получат право прекращать поддержание жизни тяжело больных пациентов, если они сами просили об этом ранее.

Закон поддерживают более 70 процентов японцев и более 80 процентов врачей.

Израиль

Израиль легализовал эвтаназию для смертельно больных пациентов, но проводиться эта процедура будет с помощью специального аппарата. Новый законопроект по эвтаназии составлен так, чтобы не нарушить еврейский закон, запрещающий людям отнимать у человека жизнь. На аппарат искусственного дыхания пациента будет крепиться специальный таймер, который будет подавать сигнал за 12 часов до отключения аппарата. В обычной ситуации лица, осуществляющие уход за пациентом, будут просто переключать таймер, и аппарат искусственного дыхания продолжит нормальное функционирование, но при соблюдении ряда строгих условий, включая согласие пациента или его законного попечителя, таймер можно будет оставить в действии, что приведет к отключению аппарата искусственного дыхания.

Парламентарии утвердили законопроект после дискуссий с комиссией экспертов по медицине, религии и философии, состоящей из 58 человек. «Суть была в том, что по еврейским законам человеку запрещено лишать жизни другого человека, но если это делает машина, то это приемлемо, — заявил пресс-секретарь кнессета. — Человек не может укорачивать человеческую жизнь, а машина может».

Российская Федерация

Сейчас в России законодательно запрещены все формы эвтаназии. В статье 45-й Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья «Запрещение эвтаназии» прямо сказано: «Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии — удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти — какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни.

Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации» (до 20 лет лишения свободы). Однако проблема от этого не перестала существовать. К сожалению, законодатель не учел различий в самом понятии эвтаназии — ее активную и пассивную форму, что принципиально важно и требует дифференцированного подхода к этой проблеме.

Не случайно в 1978 году на 39-й Всемирной Медицинской Ассамблеи была принята «Декларация об эвтаназии», где, в частности, сказано: «Эвтаназия как акт преднамеренного лишения жизни пациента, даже по просьбе самого пациента или на основании обращения с подобной просьбой его близких, не этична. Это не исключает необходимости уважительного отношения врача к желанию больного не препятствовать течению естественного процесса умирания в терминальной (заключительной) фазе заболевания». /21/

 

Общественное мнение в России

В апреле 2002 года независимый исследовательский центр РОМИР провел очередной опрос по всероссийской репрезентативной выборке. Опрос проводился среди 1500 респондентов в 94 населенных пунктах РФ (160 точек опроса, 40 субъектов Федерации). В ходе исследования россиянам был задан вопрос, как они относятся к эвтаназии и самоубийству.

Как показали данные опроса, 20% респондентов сказали, что эвтаназия не оправдана. Почти столько же опрошенных — 18,7% — считают это оправданным всегда. Не оправданной в большинстве случаев эвтаназию считают 12,5% граждан, а в большинстве случаев оправданной — 20,4%. Затруднились с ответом 12,8% россиян. Остальные опрошенные полагают, что в определенных случаях эвтаназия оправдана, а в определенных — нет.

Что касается самоубийства, то его не оправданным никогда считают 63,2% граждан. Тех, кто считает, что самоубийство оправдано всегда, практически нет. В большинстве случаев не оправданным считают самоубийство 15,2% респондентов, а в большинстве случаев оправданным — 3,4%. Затруднились с ответом 5,6% респондентов. Остальные россияне полагают, что в каких-то случаях самоубийство оправдано, а в каких-то — нет.

 

Естественные преграды перед недопустимостью легализации эвтаназии

1. Понятие неизлечимости.

Когда можно с уверенностью говорить, что больной является неизлечимым? Широко известно, насколько велика вероятность ошибки, когда врачи строят свои прогнозы. К тому же понятие неизлечимости в большой степени зависит от средств и возможностей, имеющихся на данный момент в их распоряжении. Все мы знаем случай с врачом, который, едва покончив со своим сыном, больным дифтерией, услышал об открытии сыворотки Roux.

2. Двусмысленность понятия «жалость».

Жалость сама по себе является двусмысленной: конечно, часто сама боль является невыносимой, но нередко она бывает еще более невыносимой для тех, кто находится рядом с больным. «Избавляя» больного от боли, они часто избавляют от страданий самих себя. Действительно ли соблюдается в таком случае свобода выбора больного? На крик о помощи отвечают смертельным ударом. Причинить смерть — означает избавить прежде всего самого себя от необходимости услышать этот зов, поскольку за словами «убей меня» кроется мольба: «раздели мою боль и помоги мне!» Чисто по-человечески всегда труднее «сопровождать» больного в его страдании, чем уничтожить его.

3. Опасность «поскользнуться» на юридическом уровне.

Юристы очень чувствительны к этой опасности. Они относятся к «жалости» с гораздо большим недоверием, чем остальные граждане, поскольку под это понятие можно списать и много других вещей — например, убийство родителей из-за наследства. /22/

 

Юрист должен защищать каждого от безнаказанности явного преступления. Даже письменное согласие на «легкую смерть» не имеет никакой силы, поскольку может быть вырвано у человека в бессознательном или даже сознательном состоянии: часто пожилые люди чувствуют себя обузой как для собственной семьи, так и для общества, и могут под таким психологическим давлением согласиться на смерть лишь для того, чтобы «избавить от себя своих родственников».

4. Право на «достойную» смерть.

В современном мире появилось выражение «умереть достойно», «по-человечески», без лишних страданий. Но даже если согласиться со столь странной интерпретацией достойной смерти, то это все равно не освобождает от закона об охране жизни. Смерть — это часть человеческой реальности со всеми ее последствиями. Право на смерть может включать в себя право на лечение при помощи гуманных методов: они должны быть направлены на то, чтобы облегчить страдания и уныние, помочь умереть спокойно, без ненужной и бесконечной борьбы. Такое гуманное лечение всегда заканчивается лишь естественной смертью, без искусственной ее провокации. Это значит, что прибегать к искусственным методам, которые лишь замедляют процесс умирания, нужно продуманно и в соответствии с их целесообразностью.

5. Бог является Властелином жизни.

Божья заповедь «не убей» (которую проповедовали все Божьи посланники) не знает «смягчающих обстоятельств» (проблемы смертной казни, самозащиты и справедливой войны являются отдельным вопросом, поскольку включают в себя понятия справедливости и общественного блага, обязанность защищать свою жизнь от агрессии). Значит, эвтаназия является прямым нарушением Божьего закона. /23/

 

У Господа миров есть план в отношении каждого человека, он выражается в понятии Божественного Провидения. Если человек вторгается в этот план, хочет присвоить себе роль Бога, то тем самым он посягает на Его власть. Эвтаназия является прямым посягательством на понятие всего святого, она оскверняет и жизнь, и смерть, отвергает самого Творца. Жизнь верующего человека по своей сути есть жизнь творения, которое принимает и разумно преодолевает все, что посылает ему Творец. Для него смерть такова, какой ее посылает ему Бог (Аллах), в тот момент и таким образом, как это Ему угодно.

6. Бессмысленны ли страдания?

«Декларация об эвтаназии» заявляет, что «бессмысленное страдание является злом». Здесь идет речь о наиболее сильном аргументе в пользу эвтаназии, если исходить из атеистической и материалистической перспективы, или точки зрения современного секуляризма (отхода от религиозного к светскому). Если человек никому не обязан своей жизнью — значит, он является ее полным хозяином и может сам решать проблему своей смерти. Если наибольшим его идеалом является благосостояние в этом мире, если единственный смысл его жизни — это хорошее здоровье, красота, сила, легкое будущее, — тогда, действительно, жизнь полна трудностей, а без надежды на выздоровление оказывается «пустой» и не стоит того, чтобы ее проживать до конца. Значит, «стоящей» жизнью живет лишь тот, кто молод, здоров, красив, счастлив, умен и нужен обществу. Потому существует и жизнь, «не имеющая никакой ценности», и логичным становится уничтожение инвалидов, тяжело и неизлечимо больных. Таковой была точка зрения нацистов, и такова политика руководителей стран тоталитарных режимов, где государство имеет право принимать решение о ликвидации «ненужных ртов». Верующий знает, что не бывает бессмысленных страданий. С болью и страданиями, которые часто бывают последствиями греха, нужно бороться, но весь вопрос в том, каковы методы...

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Удивительно положение верующего! Поистине, любая ситуация для него — благо. И это касается только и только верующего. Если постигает его радость, то он выражает благодарность Всевышнему. И это — благо для него. Если же его коснется беда, то он проявляет терпение. И это — также благо для него». /24/

 

Один из великих мусульманских богословов имам аш-Шафи‘и советовал:

Оставь дни, пусть делают что хотят!

 

Воспринимай с легкостью все необратимое.

 

Проявляй терпение к тому, что происходит!

Ничто, из происходящего на этой земле, не вечно.

Будь стоек пред бедами, и никогда

Не теряй два качества — великодушие и надежность.

Мнения медиков и специалистов

1. Результаты исследований (среди врачей города Твери) подтвердили, что обесценивание человеческой жизни происходит и в сфере, организованной непосредственно для поддержания здоровья и жизни человека. Например, значительная часть врачей-гинекологов за эвтаназию (45% — за, а 50% поддерживают ее в исключительных случаях), и это тогда, когда по официальным данным на 1997 год Тверская область объявлена умирающей: на одну новую жизнь приходится три смерти.

К сожалению, в России «гарантами качества» медицинского обслуживания чаще всего являются бесплатное обучение в медицинских вузах, бесплатное обслуживание в лечебных заведениях и «беззарплатное» существование врачей.

Экономические неурядицы не позволяют финансировать нормальное, на уровне мировых стандартов, оснащение лечебных учреждений для граждан с небольшими доходами. Деньги на данный момент — единственный и надежный залог успешного исхода лечения. Выгоднее не болеть. Лимит самоотверженности и самоотречения у докторов не беспределен. Уходит старое поколение врачей, новая смена — прагматична. Законодательное оформление эвтаназии нецелесообразно, тем более что оно будет дополнительной лазейкой для умерщвления социально незащищенных слоев населения. /26/

 

2. Многие ученые опасаются, что формальное разрешение эвтаназии может стать определенным психическим тормозом для поиска новых более эффективных средств диагностики и лечения тяжелобольных, а также способствовать недобросовестности в оказании медицинской помощи таким больным. Реанимационная помощь им требует не только больших материальных затрат, но и огромного напряжения физических и душевных сил обслуживающего медперсонала.

Именно отсутствие надлежащего лечения и ухода могут стимулировать требования больного ускорить смертельный исход, что позволит врачу полностью прекратить всякое лечение и уход за тяжелым больным. И в этом еще одна из причин необходимости правового регулирования данного вопроса.

3.Понятно, что тяжело больные нуждаются в особом уходе, тем более, если учесть, что дни их сочтены, а физические страдания невыносимы. Какова медицинская практика ухода за такими больными? /27/

В различных странах эти вопросы решаются по-разному в зависимости от экономических возможностей, религиозных, национальных традиций, уважения к старости и готовности помочь немощному и безнадежно больному. С этой целью создаются специальные лечебные учреждения — хосписы, в которых пациенты чувствуют, что живут полноценной духовной жизнью, а не доживают свой век в страшных муках. Хоспис — действенная альтернатива эвтаназии. Первое такое учреждение было создано в Англии, где в настоящее время их насчитывается более 140, (в 1986 году их было 53). Пациент хосписа окружен вниманием и заботой, он — главная фигура этого учреждения, ему во всем идут навстречу. Здесь царит доброжелательная и доверительная атмосфера, которая позволяет пациенту чувствовать себя комфортно.

Родиной хосписов считается Англия. В отличие от обычных больниц в хосписе отсутствуют ограничения — при себе можно держать даже домашних животных, например, кошку или собаку, принимать родных, устраивать торжества. Хоспис никогда не отнимает у них надежду выздороветь. Шанс всегда есть — возможны ошибки в постановке диагноза или случаи невероятного самоисцеления организма.

Но пребывание в хосписе могут позволить себе даже в Англии далеко не все нуждающиеся. Ведь все это требует больших материальных затрат. Кроме государственных ассигнований в бюджет хосписа поступают средства от благотворительных организаций, различных клубов и фирм. Спонсорство в пользу хосписа поощряется средствами массовой информации и общественным мнением. В каждом хосписе бесплатно работает более 100 добровольцев, которые работают совершенно безвозмездно. Благотворительность стимулируется высокой нравственностью населения, обеспечивающей безнадежно больным достойную жизнь и смерть.

Сейчас у нас в России открыты хосписы в Москве, Санкт-Петербурге, Иванове, Туле, Ярославле, Тюмени. Все они функционируют на безвозмездной основе под контролем Минздрава России.

 

 

Примеры из жизни

Если разрешить эвтаназию, то не удастся избежать злоупотреблений, не удастся защитить от умерщвления людей, которые этого не хотят. Опасность разрешения эвтаназии хорошо проявилась в Голландии, где врачам было позволено при определенных условиях прерывать жизнь безнадежно больных пациентов. Когда, к примеру, доктор Бен Жилич обследовал в голландской клинике 50-летнюю женщину, он сразу понял, что жить ей оставалось недолго. Рак груди дал метастазы в кости, печень и легкие. Онколог объяснил больной, что он сможет с помощью лекарств облегчить боли, и предложил ей место в больнице. Жилич чувствовал опасения женщины, которая не согласиться на эвтаназию. Он заверил женщину в том, что будет лечить ее, и, в конце концов, она согласилась остаться в больнице. После 24-часового курса лечения морфием боли прекратились. И хотя больная отдавала себе отчет в том, что смерть ее близка, ее самочувствие настолько улучшилось, что она смогла повидаться с мужем и семьей. Однако через некоторое время Жиличу позвонила домой медсестра и сообщила печальную новость. Когда Жилич ушел из больницы, другой врач вошел в палату его пациентки и попросил ее мужа и сестру выйти. Затем он распорядился увеличить дозировку морфия, отказавшись при этом дать письменное подтверждение. Через несколько минут женщина умерла. Жилич потребовал объяснений. «Она могла бы прожить еще только неделю, — ответил ему коллега, — а мне необходимо было освободить место в палате».

Доктор Роберт Туайкросс из Оксфордского Университета, ведущий авторитет в области паллиативного лечения (лечения для поддержания жизни), вспоминает одного больного, у которого был рак. Стремясь избавиться от болей и душевных переживаний, он злоупотреблял спиртным и, в конце концов, попросил умертвить его. После того, как у него прошли боли в результате применения лечебных средств, он изменил свои намерения, сказав: «Это не я говорил. Это говорил алкоголь».

«Депрессия зачастую сопутствует неизлечимому заболеванию и усложняет его ход, — говорит Туайкросс, — как только пациент выходит из состояния депрессии, просьб об эвтаназии как не бывало».

И последняя история, рассказанная врачом: «Лет 15 назад мы оперировали 60-летнюю больную раком прямой кишки. Радикальная операция была завершена наложением свища толстой кишки. Послеоперационный период был тяжёлый, мучительный для больной и ее дочери К., 37-летней учительницы. Обоюдные муки удесятерились, когда больную после выписки парализовало. В отчаянии дочь пришла ко мне и стала просить помочь ее матери умереть, избавить мать и свою семью от жесточайших пыток. Её аргументы: «Мать — живой, разлагающийся труп, мы не успеваем мыть, стирать, проветривать, из нее непрерывно течет моча, кал, гной, все в доме пропитано мочой, гноем, калом. И в этом кошмаре мучаются внуки и зять больной. Моя семья разваливается. Муж ушел, я вынуждена бросить работу, держу детей впроголодь.

Матери все равно не жить, она умрет, она просит помочь ей убить себя. Негуманно продлевать ее муки, да и всех нас.

Я встану на колени перед вами, буду молиться за вас, только дайте нам яд, морфий или что-нибудь». Я не помог дочери в деле убийства ее матери. И надолго потерял с ними связь. Однако лет через 15 в одной из своих больных я узнал ту самую К. Её мы оперировали по поводу гнойного калового перитонита, возникшего как осложнение (прободение) рака ободочной кишки. После первой радикальной операции нам пришлось неоднократно оперировать ее в связи с кишечными свищами, межкишечными абсцессами. К выхаживанию больной подключилась... дряхленькая, худенькая, седенькая старушка, мать нашей пациентки. Лучшей помощницы — няньки, кормилицы, санитарки не могло быть. Ее роль в выздоровлении больной была наиважнейшей. Перед выпиской больная исповедалась и пыталась поцеловать в знак благодарности мне руку «за то, что не помог убить ее мать, когда она была безнадежно больной. В самые критические дни моей болезни, — призналась К., — мать мне дала вновь жизнь и преподала мудрый урок».

Жизнь ей дала мудрый урок, Всевышний открыл ее глаза на ранее незаметное и показал, что жизнь — это много большее, чем «беззаботное» обитание, а забота о близких, особенно о родителях и детях, занимает в ней очень важное место. В Священном Коране сказано: «Всевышний сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас, кто будет лучшим в деяниях и поступках». /28/

 

/1/ См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Москва: АСТ, 2002, с. 925.

/2/ См.: Большой энциклопедический словарь. Санкт-Петербург: Норинт, 2004, с. 1388.

/3/ По данным Американской медицинской ассоциации, большая часть больных, умирающих в больницах США, уходит из жизни добровольно с помощью медперсонала. Считается, что негласно существует подобная практика и в России при том, что активная эвтаназия резко и безоговорочно осуждается не только в нашей стране, но и в других государствах.

/4/ Заметим, что сам термин «эвтаназия» отличается крайней противоречивостью, что затрудняет однозначное толкование, вызывает терминологическую путаницу. В зависимости от определения термина меняется и подход к проблеме.

/5/ Источник: http://mednovosti. ru/

/6/ «У всех нас достаточно силы, чтобы переносить несчастья других» Франсуа де Ларошфуко.

/7/ Сколь продолжительной будет эта вечность, это пребывание в Аду, ведомо только Всевышнему. Ведь не факт, что самоубийство произошло преднамеренно, нет доказательств о том, что психическое состояние было в норме. Если у человека есть хоть на вес пылинки вера в Создателя и всех Его пророков и посланников, то вечное пребывание в Аду по результату самоубийства может иметь конец, если будет на то милость и воля Всевышнего Творца.

Подробнее см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000, т. 4, с. 292; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992, т. 6, с. 2262, комментарии к хадису № 3453.

/8/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13, с. 303, хадис № 5778; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 6, с. 2262, хадис № 3453.

/9/ См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17, с. 155, глава № 49, хадис № 43.

/10/ См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, с. 111, хадис № 1783, «сахих».

/11/ Для профилактики и лечения телесных заболеваний используются различные формы врачевания. Это и лечебная гимнастика, и лекарственные травы, и правильное питание, и различные медицинские препараты, а также многое другое. Параллельно с упомянутым, для человека верующего раскрываются такие грани внутреннего мира как: сила духа, умение полагаться на Творца, подаяние и милостыня (тем, начиная с близких и знакомых, кто в этом действительно нуждается), мольба-ду‘а, покаяние и раскаяние в греховном, помощь попавшему в беду и гуманное отношение ко всему сотворенному.

/12/ В 2002-2003 годах досужие журналисты выяснили, что в канадских, немецких и бразильских клиниках палаты для лечения больных СПИДом стоят полупустые. То есть ВИЧ-инфицированные, получив АРБ-терапию, теперь годами сохраняют трудоспособность, живут обычной жизнью, работают и платят налоги. СПИД уже не чума, а обычная хроническая инфекция, наподобие сывороточного гепатита. См.: Огонек, № 48, 2005 г., с. 62.

/13/ См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998, с. 906, хадис № 69-(2204).

/14/ В одном из хадисов упоминается непосредственно сама смерть, как то, от чего нет исцеления. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 111, хадис № 1783, «сахих».

Старение человеческого организма и смерть — это не заболевание, а закон, Богом установленная закономерность, неминуемо постигающая человека в этой жизни.

/15/ См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 196, хадис № 3271; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002, с. 594, хадис № 2043, «хасан, сахих».

/16/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13, с. 166, хадис № 5678.

/17/ В международной практике и российском законодательстве смерть мозга эквивалентна смерти человека. Минздравом России утверждена специальная Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга, где очень подробно описаны девять клинических признаков, необходимые данные лабораторных и инструментальных исследований, позволяющие утверждать, что мозг данного человека мертв.

/18/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 553, хадис № 9246, «сахих».

/19/ Неофициальное название Нидерландов — Голландия.

/20/ Информация по 2005 году.

/21/ Приведенная в данном разделе информация — итог анализа интернет-ресурсов на 31.12.2005.

/22/ Кстати сказать, с точки зрения мусульманских законов, убийство человеком другого лишает его наследства от него. Пророк Мухаммад говорил: «Убийца не получает наследства», то есть убивший не имеет права претендовать на наследство убитого им.

Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]: В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997, т. 10, с. 7715; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 469, хадис № 7663, «хасан».

/23/ К примеру: «Не убивайте самих себя! Воистину, Всевышний Всемилостив к вам. [Потерпите, не ослабевая и не опуская рук, Он поможет вам преодолеть трудности и воздаст из милости Своей неописуемыми результатами в мирском и вечном» (см., Св. Коран, 4:29);

/24/ См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998, с. 1200, хадис № 2999; ас-Суюты Дж. Аль-джами ас-сагыр. С. 333, хадис № 5382.

/25/ То есть в каждом дне есть то, что необратимо.

/26/ Отдельные цитаты из работы И. Н. Лавриковой «Тверские врачи: отношение к эвтаназии».

/27/ Отвечает доктор медицинских наук, юрист, заведующий кафедрой медицинского права Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова, директор Центра правовых и экспертных проблем медицины, профессор Юрий Сергеев (из интервью 1998 года).

/28/ См.: Священный Коран, 67:2.

 

Шамиль Аляутдинов

Умма.Ру

Вы здесь: Главная Жизнь и смерть Отношение ислама к эвтаназии