Ислам и самоубийство

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) самый низкий уровень суицида зафиксирован в исламских странах. В России самоубийства реже всего происходят в регионах, где проживает преимущественно мусульманское население.

Специалисты сопоставили статистику ВОЗ о количестве суицидов с данными исследования Gallup о степени религиозности жителей разных стран мира. Оказалось, что между двумя этими показателями существует связь: чем выше уровень религиозности населения, тем меньше самоубийств. Так, в наиболее религиозной стране – Кувейте (по данным Gallup за прошлый год рейтинг религиозности населения составил 83 балла) - зафиксирован рекордно низкий уровень самоубийств. Там ежегодно совершается 1.95 суицидов на 100 тыс. жителей. Среди стран СНГ самыми религиозными странами являются Узбекистан и Таджикистан. Там уровень религиозности населения составляет 55 и 52 балла соответственно, а число случаев суицида – 5.55 в Узбекистане, и в Таджикистане – 2.60 на 100 тысяч населения.

«У нас самая благополучная ситуация по суицидам в далеко не самых благополучных регионах – на Северном Кавказе: в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Чечне. А самые высокие показатели – в финно-угорских регионах (республиках Коми, Марий Эл) и в регионах, где проживают малочисленные народы Севера (Корякском, Чукотском, Коми-Пермяцком округах). Там совершенно иное отношение к самоубийствам. Поэтому в России не сравнимый ни с какой-либо другой страной разрыв в частоте суицидов между регионами: в 2008 году в Северной Осетии, например, всего два случая на 100 тысяч населения, в Дагестане – три, а в Ненецком округе – 102, в Корякском – 98 на 100 тысяч», - рассказал руководитель отдела экологических и социальных проблем психического здоровья ГНЦ «Судебной и социальной психиатрии имени Сербского» профессор Борис Положий.


Ценность человеческой жизни – исламский взгляд

С точки зрения ислама жизнь – это экзамен, сдав (или не сдав) который, человек переходит на новый уровень бытия. Известные исламские ученые и философы сравнивали жизнь с путешествием, а человека – с путником, преодолевающим препятствия и невзгоды на своем пути с тем, чтобы однажды вернуться домой. Испытания, встречающиеся на жизненном пути, могут быть разными. Одних людей Всевышний испытывает бедностью, голодом, болезнями, потерей близких, других – богатством, роскошью, властью и т.п.

Человеческая жизнь с точки зрения ислама является неприкосновенной. Мусульманин обязан дорожить своей жизнью и жизнью других живых существ. Человек, незаконно отнявший жизнь у другого человека, приравнивается к убийце всего человечества. В течение последних нескольких лет в сознание сначала западной, а потом и российской общественности был внедрен образ т.н. «исламского террориста-самоубийцы», который подрывает себя и других для того, чтобы попасть в рай. Пресса растиражировала целый ряд исламских терминов (джихад, шахид и т.д.), совершенно неправильно истолковав их значение и увязав их при этом с террором и убийством, а также с суицидальной практикой, которая однозначно запрещена в исламе.

В истории ислама нет ни одного примера, когда бы мусульманин, сражаясь с агрессорами, обвязался поясом с взрывчатыми веществами и подорвал себя в людном месте. К такой практике никогда не прибегал ни пророк Мухаммад (мир ему), и ни один из его сподвижников.

Самоубийство в любой форме, так же как и убийство, противоречит духу ислама и не соответствует нормам шариата. Поэтому человек, утверждающий о своей вере в Бога и считающий Коран своим руководством, не может незаконно лишить жизни другого человека или самого себя.

Отношение ислама к суициду

Ислам категорически запрещает все виды насилия, в том числе и насилие над собственным телом. Также как и убийство других людей, самоубийство в корне противоречит учению ислама. Аллах говорит в Коране: «Не убивайте самих себя! Воистину, Аллах Милостив к вам (запрещая вам это)» (сура «ан-Ниса», аят 29).

Человек, совершивший самоубийство, совершил непростительный грех. Шариат рассматривает самоубийцу как преступника, который понесет вечное наказание в аду. В священных преданиях мусульман - хадисах, можно найти недвусмысленные угрозы в адрес тех, кто совершает интихар (по-арабски это слово первоначально означало «самоумерщвление посредством взрезания горла», однако позднее стало термином, обозначающим любой вид суицида).

Как писал В.Соловьев, с точки зрения ислама «преступность суицида заключается в том, что человек смеет противиться своей судьбе, которая предопределена ему Аллахом, и тем самым добровольно отказывается от рая. Наказанием грешнику будет ад, где ему придется вновь и вновь совершать свое злое деяние. В подтверждение этих слов он приводит слова пророка: «Человек умирает по воле Бога, согласно книге, в которой отмечен срок его жизни. Когда придет конец, он не сумеет ни замедлить, ни ускорить его ни на одно мгновение».

В авторитетных сборниках священных преданий Аль-Бухари и Муслима приводится и такой хадис: «И кто бы ни убил себя железным оружием, тогда железное оружие останется в его руке, и он непрерывно будет наносить им удар себе в живот в огне ада, вечно». «Спрыгнувший с высоты будет вновь и вновь падать в самую бездну преисподни».

Абу Дауд в своем сборнике приводит следующее высказывание пророка: «В старые времена был некий человек, мучимый болезнью, которая истощила его терпение, и взял он нож, и перерезал себе запястье, и истек кровью до смерти. И сказал на это Господь: «Раб мой ускорил свой конец, нет ему пути в рай».

Пророк Мухаммад (мир ему) также говорил: «Пусть не желает кто-либо из вас себе смерти! И пусть не молит Аллаха о смерти до ее прихода! Ведь, воистину, если вы умираете, то дела и поступки ваши на этом завершаются, а жизнь [несмотря на ее легкость или сложность] несет верующему лишь благо [ведь даже самая страшная беда при правильном и верном отношении к ней и преодолении ее обернется для носителя основ веры благом и неописуемой благодатью в вечности, да и в этой жизни]». (Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и др.).

В другом предании пророк сказал: «Пусть никто не желает себе смерти по причине беды, постигшей его. Но если уж другого выхода нет, тогда пусть молит Всевышнего словами: «О Господи, дай мне жизнь [жизненные силы, желание жить], пока в ней есть благо для меня, или же умертви меня [пусть жизнь подойдет уже к своему концу], если это является лучшим [в моем случае, при моих обстоятельствах]». (Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др.).

Он также сказал: «Среди людей, живших до вас, был человек, у которого была рана. Он испытывал мучительную боль и однажды, взяв нож, сделал (глубокий) порез на руке и (вскоре) скончался от потери крови. Аллах сказал: «Мой раб опередил Меня. Я запретил ему рай» (хадис из сборника Бухари).

Таким образом, ислам категорически осуждает самоубийц, которые стремятся избежать предначертанного Богом и пытаются решить проблемы через самовольный уход из жизни.

Добровольный уход из жизни как следствие религиозного невежества

В большинстве случаев причиной, по которой мусульмане решаются на самоубийство, является обычное невежество. Знающий основы своей религии мусульманин никогда не решится убить себя, т.к. он хорошо осведомлен о том, что самовольный уход из жизни не принесет желаемого облегчения, а обречет его на еще большие и ВЕЧНЫЕ мучения. Он также знает и о том, что тех, кто достойно прошел через испытания этой жизни, в вечности ждет награда за терпение.

Надо отметить, что многие из людей, называющих себя мусульманами, таковыми не являются, т.к., несмотря на мусульманские корни, имя-фамилию и даже некоторую осведомленность о традициях и обычаях (которые, впрочем, не всегда оказываются исламскими), т.н. «этнические» мусульмане часто совершенно не представляют, в чем состоит суть их веры, чем они должны руководствоваться в жизни и каковы могут быть последствия неразумных поступков, совершенных в минуту отчаяния.

Мусульманином может считаться лишь тот, кто осознанно засвидетельствовал приверженность Единобожию, т.е. в здравом уме и твердой памяти, с соответствующим намерением в сердце произнес исламский символ веры - шахаду. Следующим шагом, подтверждающим истинность веры, является выполнение заповедей, которые содержатся в Коране и сунне.

Правильный образ жизни, нравственное и духовное здоровье, воздержание от запретного являются самой лучшей защитой от бед и несчастий в этой жизни. Именно поэтому мусульманин обязан не только декларировать свою веру, но и подтверждать ее соответствующими делами.

Мусульманский способ выхода из критической ситуации на примере пророка Аюба (Иова)

Аллах в Священном Коране приводит прекрасный пример поведения человека, на которого обрушилось несчастье. Он рассказывает нам историю Аюба (в библейской традиции Иова), который был пророком, посланным к одной из народностей на территории Шама. Пророк Аюб славился богатством, щедростью, терпением, он был внимателен к людям и не терял присутствия духа в любых обстоятельствах. Благодарность Аюба (мир ему) Всевышнему за ниспосланные ему блага была безгранична. Ангел Джабраил (мир ему, в библейской традиции - Гавриил) рассказывал другим ангелам, что Аюб - один из любимых рабов Аллаха.

Однажды дьявол подслушал беседу ангелов, которые с восхищением говорили об Аюбе, и позавидовал ему. Затем он стал испытывать ненависть к одному из любимых рабов Аллаха и решил навредить ему. Он все время твердил: «Если бы Аюб был бедным, нуждающимся человеком, то он не проявлял бы такого усердия в поклонении Господу. Если мне дадут возможность управлять его богатством и имуществом, то он оставит поклонение Господу».

И Господь, услышав это, сказал: «Я даю тебе право управлять его богатством», после чего сатана явился к пророку и сообщил, что Господь сжег все его имущество. Однако Аюб (мир ему) совершенно спокойно ответил, услышав эту новость: «Тот, который дал, Тот и забрал. Хвала и величие Ему».

Невозмутимость и спокойствие Аюба в таких трагических обстоятельствах еще больше озлобили дьявола, и тогда он стал говорить о том, что Аюб непременно выйдет из себя и отчается, если только ему позволят управлять судьбой детей пророка. И Господь вновь позволил ему сделать это. Дьявол разрушил дом, в котором находились все дети Аюба, и никто из них не смог спастись. Однако Аюб и в этой ситуации проявил огромное терпение и смирение, сказав сатане: «Бог дал мне их и забрал, безграничная хвала и величие Ему».

Дьявол изумился великому терпению Аюба, но не оставил своего замысла и стал искушать его такими речами: «А что бы ты сказал, если бы увидел окровавленные тела своих детей, с выпушенными наружу внутренностями?». Тут пророк не выдержал, и из глаз его полились слезы. Он посыпал свою голову землей и посетовал на то, что родился. И сатане это очень понравилось. На мгновение ему показалось, что он сможет реализовать свой план и сломить дух пророка Аюба. Но не прошло и минуты, как Аюб раскаялся в своих словах и попросил прощения у Всевышнего.

Сатана рассвирепел и заявил ангелам, что вера Аюба оказалась настолько сильной, что он уже и не знает, как одолеть его. И тогда он решил испытать его болезнью. Пророк Аюб заболел, все его тело, с головы до ног, покрылось язвами. Лишь его сердце и язык остались непораженными, благодаря чему он продолжал поминать Бога и терпеть. Во время долгой болезни Аюба за ним ухаживала только его жена (которая так же как и он терпеливо переносила все испытания, посланные им Всевышним), все остальные покинули его из-за боязни заражения, а некоторые по наущению сатаны даже начали распространять слухи о том, что Аюб таким образом наказан за грехи. В конце концов, испуганные жители вынудили Аюба и его жену покинуть селение, и они ушли жить в дикое поле. Все это время сатана наблюдал за ними, и сокрушался, видя, как терпеливо супруги переносят свои несчастья.

Во время болезни, которая по версии одних исламских богословов продолжалась от 3 до 7 лет, по версии других – 18 лет, Аюб непрестанно молился и уповал на Господа своего. Однако когда болезнь коснулась его языка, с помощью которого он поминал Всевышнего, пророк опечалился и сказал: Беда настигла меня. О, Господь мой! Не лишай меня возможности поминать Тебя». Увидев, что Аюб (мир ему) пожаловался только ради Него, Господь направил Свою милость и дьявол стал свидетелем тому, как Всемогущий Творец оберегает преданных Своих рабов. Тот час же ангел Джабраил (мир ему) прибыл к Аюбу (мир ему), принес ему райские фрукты. Аюб (мир ему) удивился появлению незнакомца и спросил: «Кто же ты, пришедший ко мне, позабытому родными и знакомыми?» Джабраил (мир ему) ответил на его вопрос и угостил его райской айвой. После этого вся боль прошла, и Аюб (мир ему) приобрел покой. Тогда Джабраил (мир ему) сказал ему: «Вставай». «Как же я встану, я ведь не могу двигаться», – ответил измученный болезнью Аюб. Ангел потянул его за руку и помог ему сделать двенадцать шагов. Затем он заставил его ударить левой ногой об землю, и в этот момент появился источник горячей воды. Так же после удара правой ногой появился источник холодной воды. Джабраил (мир ему) повелел Аюбу (мир ему) искупаться горячей водой и испить холодную воду. После этого к Аюбу (мир ему) вернулись былые силы, он выздоровел, помолодел и стал лучше прежнего. Джабраил (мир ему) принес ему одежду из рая, надел на голову корону и после этого Аюб совершил молитву в знак благодарности Господу…

Всевышний говорит: «Мы отозвались на его просьбу и отвели от него беду, и даровали ему столько детей, сколько у него умерло, и прибавили к ним еще столько же по Нашей милости и в назидание поклоняющимся Нам, чтобы они терпели, как он терпел, и надеялись на милость Аллаха, как он надеялся». (21:84)

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Пророки подвергаются самым большим страданиям, затем следуют праведные и самые набожные люди. Каждый человек подвергается испытаниям, которые соответствуют степени его веры. Если он более крепок в своей вере, то испытания, которым он подвергается, должны быть труднее».

История пророка Аюба (мир ему) является для нас поучительнейшим примером того, как искренняя и глубокая вера, смирение, терпение и упование на помощь Всевышнего, спасает человека в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях.

Каждый из нас, так же как и пророк Аюб (мир ему), проходит через разные испытания в течение всей жизни. Но все мы по-разному реагируем на них. Кто-то в критической ситуации взывает к Всевышнему о помощи, терпеливо переносит страдания и уповает на помощь Его, а кто-то ропщет на Бога, жалуется на «несправедливое» устройство мира и ищет утешения в алкоголе, наркотиках, в безумных развлечениях и даже в самоубийстве.

Мусульманин, придерживающийся коранических предписаний и заветов пророка Мухаммада (мир ему) гораздо реже впадает в депрессию, легче переносит болезнь и бедность, а также спасается от соблазнов. И даже если он в какой-то тяжелый момент своей жизни чувствует, что не в состоянии справиться с ситуацией, ему на помощь приходят слова посланника Аллаха, который сказал: «Достойно удивления положение верующего, ибо все в нем является благом, и не дано это никому, кроме верующих: если случается с ним что-нибудь радостное, он благодарит Всевышнего, и это становится для него благом, а если постигает его горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом».

В Коране Господь постоянно говорит о том, что истинно верующие должны быть терпеливы и не отчаиваться. «О те, которые уверовали, будьте терпеливы, проявляйте настойчивость в терпении, проявляйте выдержку и будьте богобоязненны, может быть, вы достигнете успеха» (Св. Коран, 3:200).


Мусульмане – это «те, которые проявляют терпение и полагаются на Господа своего» (Св. Коран, 16:42). «Все, что у вас – тленно, все, что у Господа – вечно. И поистине, тех, кто проявлял терпение, Мы вознаградим лучшим из того, что они заслуживают» (Св. Коран, 16:96).

 

Ольга Николаевская

© Ahirat.Ru 

Вы здесь: Главная Жизнь и смерть Ислам и самоубийство